Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Якутского УГА близ Мирного
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 декабря 1965 г.
Время:  17:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 40 км севернее а/п Мирный
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-40461
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Нюрбинский ОАО
 


Описание
    Пилот вертолета Ми-1 Нюрбинского ОАО был направлен в аэропорт Мирный 6 декабря для выполнения полетов по межрайонному авиаобслуживанию
    С 6 по 15 декабря полеты вертолетов в районе Мирного не производились из-за низких температур и туманов. 15 декабря, с утра, погода благоприятствовала полетам вертолетов и пилот стал готовиться к вылету.
    Произведя предполетный расчет, получив метеоконсультацию и прогноз, приняв на борт загрузку, пилот в 07:35 мск (вместо 03:00 мск по плану) вылетел из Мирного на площадку Туой-Хая. Метеоусловия в этот период западнее аэропорта Мирный характеризовались приближением глубокого циклона, вызывавшего местами ухудшение горизонтальной видимости, за счет снегопада с видимостью менее 2000 м, сильными ветрами, турбулентностью, что подтверждалось другими экипажами, выполнявшими полеты в данном районе. Вследствие сильного встречного ветра полет вертолета до Туой-Хая (расстояние 145 км) длился более двух часов.
    После посадки в Туой-Хая, приняв на борт 64 кг почты, пилот в 10:00 вылетел на Мирный. Встретив на обратном пути резкое ухудшение погоды (снегопад при видимости около 2000 м), пилот вместо возвращения на площадку вылета или посадку на подобранную площадку, в нарушение требований НПП-ГА-58, продолжал полет по маршруту.
    По заявлению работников службы движения, пилот вышел на связь примерно в 10:30 и доложил время вылета и высоту полета. Эта связь магнитофонной записью не подтверждается.
    На магнитофонной ленте зафиксированы многократные вызовы борта №40461 диспетчером, начавшиеся в 10:59. Далее слышны односторонние вызовы с борта №40461 и запросы дать место или пеленг. На обзорном локаторе вертолет обнаружен не был. По АРП-6 он был несколько раз зафиксирован на пеленге сначала 0°, затем 10°. Этот последний пеленг и курс следования 190° пилот подтвердил. На этом связь с вертолетом прекратилась. Организованные поиски результатов не дали
    Вертолет был обнаружен только 5 мая 1966 г в 40 км от аэропорта Мирный с магнитным пеленгом 10°, в лесу, частично сгоревшим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40461
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС 86800908
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Нюрбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Туой-Хая
Пункт назначения Мирный
Начальный пункт маршрута Туой-Хая
Конечный пункт маршрута Мирный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1. Прогноз погоды, выданный пилоту, не оправдался, что подтверждается экипажами, летевшими в этот день в период действия прогноза, а также фактической погодой аэропортов Чернышевск и Туой-Хая между сроками наблюдения.
    Из-за плохих метеоусловий вернулась с трассы Мирный - Айхал два самолета Ли-2. Еще до взлета вертолета Ми-1 о плохой погоде в районе Чернышевска сообщил экипаж Ан-2 под управлением командира звена.
    2. Работники службы движения аэропорта Мирный: заместитель начальника аэропорта по движению, диспетчер АДП, формально отнеслись к анализу метеообстановки перед вылетом вертолета, несмотря на то, что в прогнозе указывались элементы видимости ниже минимума погоды, разрешили вылет и в дальнейшем за ним не следили, руководили неудовлетворительно, имеющуюся локационную систему не использовали.
    3. Пилот неправильно принял решение на вылет при прогнозе ниже минимума трассы, в полете встретив плохую погоду, продолжал полет и после посадки в Туой-Хая, вместо того, чтобы заночевать и ждать лучшую погоду, вылетел обратно на Мирный, не имея необходимого срока светлого времени.
    Комиссией, расследовавшей катастрофу установлено, что вертолет получил повреждения, которые лишили его возможности продолжать полет, доказательством чего является вертикальное падение самого вертолета и его основных деталей.
    Элементы силового набора лопастей, их обшивка, элементы и обшивка хвостовой балки, рассыпанные по курсу полета на расстоянии свыше 2 км, а также повреждения пилота подтверждают, что вертолет начал разрушаться в воздухе, и что наиболее вероятной причиной этого разрушения является флаттер несущих лопастей, который мог возникнуть в результате сильной турбулентности воздуха, вызвавшей энергичные действия органами управления, заброс оборотов и колебания всей несущей системы вертолета.
    Сильная турбулентность воздуха подтверждается барограммой полета вертолета №40461 и экипажами, бывшими в это время в воздухе, а также экипажем, вылетавшим спустя два часа на поиски.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы вертолета Ми-1 является неудовлетворительная организация полетов в Нюрбинском ОАО и нарушения пилотом минимума погоды по трассе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.