Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 ВС УГА на полуострове Святой Нос (восток оз.Байкал)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 июня 1981 г.
Время:  16:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, полуостров Святой Нос
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-41838
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
Рейс:  498
 


Описание
    Экипаж 138 летного отряда произвел взлет в а/п Северомуйск в 09:41 мск (14:41 мест. вр.). На борту находились 44 пассажира (из них два неоформленных), в том числе 13 детей. Взлетная масса превышала допустимую на 186 кг, центровка самолета не выходила за установленные пределы.
    Из-за закрытия аэропорта Нижнеангарска по метеоусловиям предусмотренная расписанием посадка была отменена и экипаж продолжил полет до аэропорта МВЛ Усть-Баргузин на эшелоне 3 600 м. Фактическая погода в а/п Усть-Баргузин при взлете: облачность 10/6 средняя, кучево-дождевая 1 000 м, видимость 10 км, ветер 290°, 5 м/с. Воздушная и метеорологическая обстановка по маршруту полета и аэродрому посадки соответствовала уровню подготовки КВС.
    В 10:30 экипаж доложил пролет Ангаракана, в 10:41 перешел на связь с ВРДП Улан-Удэ. Контроль полета по обзорному локатору и радиопеленгатору не осуществлялся из-за большого удаления. Экипаж самолетовождение осуществлял пассивно, не используя в комплексе радиотехнические средства, которые соответствовали техническим требованиям (кроме радиопеленгатора в а/п Усть-Баргузин). На участке полета Ангаракан – Усть-Баргузин фактический ветер на высоте 3 600 м был с МК=200-220° и скоростью 25-30 км/ч вместо прогнозируемых 250° и 50 км/ч.
    В 11:02 для уточнения своего местонахождения, в нарушение правил ведения радиообмена, экипаж перешел под управление диспетчера КДП МВЛ а/п Усть-Баргузин, не дойдя до рубежа приема-передачи УВД 75-80 км и не доложив об этом диспетчеру ВРДП Улан-Удэ. После установки связи экипаж не сообщил диспетчеру а/п Усть-Баргузин свое местонахождение, а диспетчер, не уточнив его, передал условия подхода, фактическую погоду и информировал, что радиопеленгатор аэропорта работает неустойчиво. Фактическая погода соответствовала минимуму аэродрома при полетах по ППП.
    Вследствие пассивного самолетовождения на участке маршрута Ангаракан - Усть-Баргузин к началу снижения самолет уклонился вправо от линии заданного пути на 32 км.
    В 11:16 экипаж приступил к снижению с 3 600 до 2 700 м по разрешению диспетчера, получив обратный пеленг 150°. В 11:18 экипаж доложил высоту 2 700 м и переход на визуальный полет, запросив разрешение на визуальный заход на посадку. Диспетчер КДП МВЛ, в нарушение п.7.8.5 НПП ГА-78 не проконтролировав местонахождение самолета, разрешил экипажу визуально выйти на траверз ОПРС со снижением до 1 400 м по давлению аэродрома с дальнейшим снижением до 400 м к третьему развороту. В 11:21 экипаж подтвердил получение.
    Выполняя полет вне видимости земли, не зная своего точного местонахождения, экипаж в нарушение требований пп. 5.5.12, 5.5.15 и 8.12.9.4 НПП ГА-78 безрассудно продолжал снижение. При выходе на визуальный полет он принял берег полуострова Святой Нос за берег материка и приступил к выполнению левого разворота, ошибочно считая, что находится на траверзе ОПРС а/п Усть-Баргузин.
    В 11:22 самолет столкнулся со склоном горы на п-ве Святой Нос на удалении 31 км от аэропорта Усть-Баргузин с азимутом 326° и в 21 км правее линии заданного пути на высоте 1 250 м (785 м над уровнем аэродрома). Крутизна покрытого лесом склона составляет около 40°. При столкновении с ним самолет полностью разрушился и сгорел. Максимальная длина разброса обломков – 80 м. Столкновение произошло в левом развороте с левым креном до 10° при угле наклона траектории 2-3° в точке с координатами 53°37’ СШ 108°44’ ВД. Максимальное превышение местности над уровнем моря - 1 877 м.
    Фактическая погода в а/п Усть-Баргузин на 11:20 мск – облачность 10/8 кучево-дождевая 800 м, средняя. Осадки, видимость 5 км, ветер 270° 5 м/с с порывами до 8 м/с. Горы севернее и северо-западнее закрыты облаками и осадками. Гидрометеостанция на п-ве Святой Нос в 11:20 мск отметила фактическую погоду: облачность 10/10 баллов, туман, небо не видно, видимость 500 м, тихо, горы закрыты.
    Диспетчер КДП МВЛ а/п Усть-Баргузин не смог своевременно предупредить отклонение ВС от заданного маршрута из-за неустойчивых показаний радиопеленгатора АРП-6. Работа приводных радиостанций в аэропортах Усть-Баргузин и Ангаракан позволяла экипажу, используя АРК-5 в сочетании с показаниями ГПК, выйти на ОПРС а/п Усть-Баргузин, не уклоняясь за пределы трассы. Ввиду практически полного уничтожения радиокомпасов АРК-5 невозможно установить их работоспособность. Но, учитывая характер возможных отказов и отсутствие претензий со стороны экипажа, наиболее вероятно, что радиокомпасы работали исправно.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 44 44
На земле   0
Всего погибших 48


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41838
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.01.1957
Заводской номер ВС 147001141
Наработка ВС (часы) 16185
Наработка ВС (циклы) 18427
Силовая установка Б 29471633 Б 252073177


Сведения о рейсе

Номер рейса 498
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Северомуйск
Пункт назначения Усть-Баргузин
Начальный пункт маршрута Северомуйск
Конечный пункт маршрута Улан-Удэ


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований п.п. 5.5.12, 5.5.15 и 8.12.9.4 НПП ГА-78, что привело к преждевременному снижению при выходе на визуальный полет и столкновению самолета со склоном горы.
    Происшествию способствовало пассивное управление движением самолета со стороны диспетчерского состава УВД, без учета фактических метеоусловий, а также серьезные нарушения в организации и выполнении полетов на горных аэродромах в Улан-Удэнском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.