Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12 Якутской ОАГ ГВФ в Томпонском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 июля 1960 г.
Время:  14:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Томпонский район, 4,5 км южнее площадки Томпо
Тип ВС:  Як-12
Регистрация ВС:  СССР-72705
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская ОАГ ГВФ, 140 ао
 


Описание
    Пилот 140 авиаотряда Якутской ОАГ ГВФ, работая по внутрирайонному обслуживанию с базированием в а/п Хандыга, 8 и 9 июля 1960 г вместе с авиатехником нарушал предполетный отдых, занимаясь распитием спиртных напитков в аэропорту, причем 9-го числа, после употребления спиртного, пилот уснул за столом в пилотской комнате. Диспетчер аэропорта Хандыга, зная, что завтра пилот должен вылетать, мер по прекращению нарушения пилотом предполетного отдыха не принял и старался этого не замечать. Контроль со стороны фельдшера за отдыхом экипажей не осуществлялся.
    10 июля, при выполнении первого рейса из Хандыги на посадочную площадку Томпо, по просьбе шофера из п. Томпо пилот привез для него несколько бутылок вина. Вернувшись в Хандыгу, он в 05:10 мск вылетел во второй почтово-пассажирский рейс из Хандыги в Томпо. На борту находилось 3 пассажира.
    После посадки в 06:15 мск в Томпо пилот был приглашен на проходившие в поселке именины, оставил самолет и отправился в поселок, где пробыл около 2 часов, занимаясь распитием спиртных напитков.
    После этого пилот прибыл на автомашине на посадочную площадку вместе с двумя пассажирами, слесарем и своим собутыльником шофером, который также находился в пьяном состоянии. При этом шофер доверил пилоту управление своим автомобилем, на котором они поехали на аэродром. По дороге пилот с управлением автомобилем не справился, съехал с дороги и завяз, после чего был высажен шофером из за руля.
    На аэродроме пилот, видимо, решил доказать шоферу своё «мастерство» в воздухе, посадил слесаря и шофера в кабину самолета, запустил мотор и в 08:50 мск (14:50 местного времени) произвел взлет с МК=170°. После взлета самолет резко перешел в набор высоты с последующим пикированием. После вывода из пикирования самолет снова перешел в набор высоты и при последующем пикировании врезался в возвышенность, расположенную в 4,5 км с МПУ=185° от посадочной площадки. В результате удара о деревья и землю самолет и мотор полностью разрушены.
    Шофер получил перелом основания черепа и скончался в больнице 15 июля. Слесарь получил перелом ноги, пилот невредим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-72705
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.03.1957
Заводской номер ВС 272
Наработка ВС (часы) 2324
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская ОАГ ГВФ, 140 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Томпо
Пункт назначения Томпо
Начальный пункт маршрута Томпо
Конечный пункт маршрута Томпо


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы являются хулиганские действия пилота в воздухе, выразившиеся в производстве резких наборов высоты и пикирований.
    Сопутствующие причины – и.о. ст. диспетчер и диспетчер а/п Хандыга выпустили пилота в полет без медосвидетельствования. Командир аэ направил пилота на работу в отрыве от базы, хотя тот имел ранее взыскания за нарушение §58 НПП ГА-58.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.