Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Якутской отд. авиагруппы ГВФ на Амгинском хребте
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июля 1960 г.
Время:  04:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Алданский район, Амгинский хребет, 145 км западнее а/п Алдан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-98282
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская ОАГ ГВФ, 140 ао
 


Описание
    С 1 июня 1960 г экипаж 140 авиаотряда Якутской ОАГ ГВФ выполнял полеты по аэрографической съемке местности с базированием в а/п Алдан. 5 июля в 20:59 мск экипаж произвел взлет и после пролета контрольного ориентира, без выполнения рекогносцировочного полета приступил к обработке местности, имеющей максимальное превышение относительно уровня моря 1148 м (461 м от а/п Алдан). Перепад высот относительно местности составлял 177-279 м. Рабочая высота, согласно задания, составляла 50 м.
    Прогноз погоды на рабочем участке предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость более 10 км, ветер 160° 20-30 км/ч, температура воздуха +23°С. По объяснению командира Ан-2, выполнявшего полеты на соседнем участке, болтанки не наблюдалось, ветер на рабочей высоте был до 5 м/с, направлением 220°.
    Производя первый заход с востока на запад с МПУ=283° со стороны пологого склона возвышенности высотой 1046 м Амгинского хребта в сторону возвышенности высотой 869 м, экипаж через 23 минуты выполнил стандартный разворот и с обратным курсом (103°) стал обрабатывать местность с запада на восток от вершины 869 м к вершине 1046 м, имеющей с западной стороны крутой склон (59°30’). При обработке этого склона методом «подъема» командир самолета, видя, что самолет не преодолеет возвышенность 1046 м, принял запоздалое решение об отвороте самолета в сторону. Самолет, потеряв скорость, при левом развороте зацепил левой плоскостью за верхушку дерева, правой плоскостью ударился о другое дерево, упал в тайгу на склон горы и загорелся. Командир и бортмеханик сгорели в самолете. Бортоператор и штурман с сильными ожогами покинули борт. 7 июля они ушли с места катастрофы в разных направлениях. Бортоператор в тот же день вышел к месту посадки вертолета и доставлен в больницу г. Алдан. Труп штурмана, после продолжительных поисков, найден 16 июля в тайге в 4 км от места катастрофы.
    Катастрофа произошла в 22:45 мск (04:45 6 июля местного времени) в 145 км от а/п Алдан с МПУ=280°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-98282
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС август 1958 г
Заводской номер ВС 110147309
Наработка ВС (часы) 1896
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 14805


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская ОАГ ГВФ, 140 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алдан
Пункт назначения Алдан
Начальный пункт маршрута Алдан
Конечный пункт маршрута Алдан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются:
    - Неправильный выбор метода обработки местности, без выполнения рекогносцировочного полета (нарушение §512 НПП ГА-58);
    - Выполнение полета методом «подъема» без расчета скороподъемности самолета в зависимости от температуры воздуха при данных условиях. При температуре воздуха +23° и крутизне склона 59°30’ самолет на полной мощности мотора не имел возможности преодолеть возвышенность высотой 1046 м;
    - Выполнение полета против солнца (нарушение §508 НПП ГА-58);
    - Запоздалое решение командира самолета об отвороте самолета в сторону (нарушение §503 НПП ГА-58);
    - Низкая организация полетов экипажей 140 авиаотряда, выполняющих полеты из а/п Алдан по аэрогеофизической съемке, выразившаяся в недостаточной подготовке экипажей на этом виде работы, в отсутствии должной предполетной подготовки, в отсутствии целеустремленного контроля за полетами.
    Комиссия отмечает, что командир самолета, стремясь выйти в передовые экипажи, допускал нарушения при обработке местности, которые выражались в производстве полетов без рекогносцировки местности, в нарушении рабочей высоты полета и в превышении суточной и месячной норм налета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     вершина 1046 м Амгинского хребта в настоящее время имеет название гора Пилотов.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.