Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение двух Як-12 Якутской ОАГ ГВФ в районе Усть-Маи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 октября 1959 г.
Время:  13:31
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Усть-Майский район, 108 км северо-восточнее а/п Усть-Маи
Тип ВС:  Як-12
Регистрация ВС:  СССР-40732
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская отдельная авиагруппа ГВФ, 140 ао
 


Описание
    17 сентября 1959 г для выполнения внутрирайонных полетов командиром 140 авиаотряда Якутской ОАГ ГВФ пилот Жаворонков направлен в а/п Усть-Мая. До 15 октября он налетал 60 часов по Усть-Майскому району. В этот день, в связи со скоплением пассажиров и почты в а/п Усть-Мая до посадочной площадки Аллах-Юнь, командиром 140 ао в аэропорт Усть-Мая был направлен второй самолет Як-12 (№95982, пилот Самодуров). Так как Самодуров не был провезен по маршруту Усть-Мая – Аллах-Юнь, командир авиаэскадрильи дал ему указание первый полет выполнить в паре с Жаворонковым, предупредив Самодурова о недопустимости сближения самолетов при полете менее чем на 1,5 км. В тот же день пилот Самодуров прибыл в а/п Усть-Мая.
    16 октября оба пилота вылетели из а/п Усть-Мая в Аллах-Юнь (Жаворонков взлетел в 01:05 мск, Самодуров в 01:06). Выпуск самолетов в полет произведен старшим диспетчером с соблюдением интервала по расстоянию, согласно §110 НПП ГА-58. После взлета пилоты следовали в 1,5-2 км друг от друга. После посадки в Аллах-Юне пилоты вылетели в Усть-Маю, где Жаворонков произвел посадку в 04:14, Самодуров в 04:16. После завтрака оба пилота вылетели во второй рейс, соблюдая во время полета тот же интервал. Перед вылетом старший диспетчер предупредил пилотов о необходимости соблюдать указанный интервал и не пристраиваться друг к другу.
    После посадки в Аллах-Юне, в 06:40 пилоты вылетели на Усть-Маю – Самодуров без загрузки, Жаворонков с грузом почты весом 18,7 кг. По показаниям очевидцев, полет от Аллах-Юня с момента взлета выполнялся в парном строю. В начале Жаворонков находился слева от Самодурова. После набора высоты 1800 м Жаворонков подсказал Самодурову: «Уклоняешься вправо, подверни немного влево». Самодуров, уменьшив курс самолета на 3-5°, оказался левее Жаворонкова. После пролета гор, через 35 минут полета произошло столкновение правой плоскостью самолета Самодурова с нижней частью левой половины стабилизатора самолета Жаворонкова. После столкновения самолет Жаворонкова в режиме планирования пролетел 37 км, в 07:31 мск упал в тайгу и разрушился. Самодуров прибыл в Усть-Маю с поврежденной правой плоскостью.
    Пилот Самодуров при расследовании причины катастрофы пытался отрицать полет строем, утверждал, что он первым произвел взлет с площадки Аллах-Юнь, что в течение всего полета он не видел самолета Жаворонкова. Неискреннее объяснение пилота Самодурова, проявленное им малодушие и бездушное отношение к судьбе товарища привели к затруднению розыска самолета и пилота Жаворонкова. Только через 28 дней самолет был обнаружен в редколесье в 108 км от а/п Усть-Мая. Пилот найден погибшим рядом с самолетом.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40732
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.02.1959
Заводской номер ВС 31505
Наработка ВС (часы) 1162
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС 32045


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская отдельная авиагруппа ГВФ, 140 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аллах-Юнь
Пункт назначения Усть-Мая
Начальный пункт маршрута Аллах-Юнь
Конечный пункт маршрута Усть-Мая


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что Самодуров и Жаворонков, по договоренности на земле, выполняли полет в парном строю, связь держали на первой кнопке, вместо заданной диспетчером а/п Усть-Мая высоты 2400 м выполняли полет на высоте 1800 м. Взлет с п.п. Аллах-Юнь пилоты произвели строем, с расстояния 150-200 м. Первым взлетел Жаворонков. Самолет Самодурова при взлете находился с правой стороны. При полете по кругу, в наборе высоты, Самодуров, находясь справа, срезал круг самолету Жаворонкова. Производя взлет вторым, Самодуров не принял мер для того, чтобы увеличить дистанцию между самолетами, а, наоборот, стремился выполнять полет в парном строю.
    Все эти нарушения и личная недисциплинированность Самодурова и Жаворонкова явились основными причинами катастрофы.
    Способствующей причиной является отсутствие элементарного контроля за организацией полетов пилотов и экипажей, работающих в отрыве от базы, со стороны командного состава 140 ао, а также слабая политико-воспитательная работа в отряде и низкий уровень дисциплины среди части летного состава.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.