Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ту-134А и Л-410М Грузинского УГА в а/п Сухуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 августа 1982 г.
Время:  18:09
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Сухуми (Бабушера)
Тип ВС:  Л-410М
Регистрация ВС:  СССР-67191
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Рейс:  Г-73
 


Описание
    Самолет Ту-134А №65836 297 летного отряда Сухумского ОАО выполнял рейс №974 по маршруту Сухуми - Внуково. На борту самолета находилось 76 пассажиров и 6 членов экипажа. Вырулив на предварительный старт по РД №3, в 17:05:35 мск (18:05 мест. вр.) экипаж получил разрешение диспетчера СДП занять исполнительный старт с МК=297°. В 17:07:50 экипаж доложил готовность к взлету. Тем временем, в 17:06:45 экипаж Л-410М №67191 того же летного отряда, выполнявший местный рейс Г-73 (время вылета по расписанию в 16:50), вышел на связь с диспетчером руления и в 17:07:18 получил от него разрешение выруливать по РД №3 на предварительный старт для взлета с МК=297° (вслед за Ту-134А). КВС Л-410, в 17:07:24 самовольно перешел на связь с диспетчером круга и запросил согласия на взлет с курсом 117°, на что диспетчер круга по согласованию с руководителем полетов и диспетчером подхода дал разрешение с нарушением фразеологии (фразой «давай рассчитывай»). Желая сократить время на взлет, в нарушение требований НПП ГА-78, ИПП а/п Сухуми и указаний диспетчера руления, КВС начал производить руление от перрона по кратчайшему маршруту – через перемычку между перроном и старой ВПП, затем по старой ВПП к месту ее пересечения с новой ВПП. В 17:07:42 КВС Л-410 вновь перешел на связь с диспетчером руления и запросил разрешение на руление на предварительный старт для взлета курсом 117°. Не получив подтверждение, он передал «по перемычке 117 занимаю», тем самым принял решение на руление по неустановленному маршруту. Диспетчер руления, первоначально выдававший правильные команды для выруливания на старт на РД №3, в дальнейшем, несмотря на самовольные действия экипажа, никаких мер по предупреждению руления по несуществующей схеме не принял.
    Экипаж Ту-134А в 17:08 начал взлет с МК=297°. В 17:08:08 КВС Л-410, не доложив диспетчеру руления занятие предварительного старта, запросил разрешение на переход на связь с СДП. Диспетчер руления разрешение дал. В 17:08:22 КВС Л-410 доложил СДП: «на предварительный по перемычке, 191-ый». Диспетчер старта этого доклада из-за шума взлетающего Ту-134А не расслышал и в 17:08:30 запросил: «Какой борт?». КВС Л-410, не останавливаясь на предварительном старте, ответил: «191-ый, предвари…исполнительный». Не получив ответа с разрешением на занятие исполнительного старта, КВС самовольно вырулил на ВПП в районе стыка старой полосы с новой на удалении 1 650 м от начала ВПП и повторно запросил разрешения занять исполнительный старт. В 17:08:47 диспетчер СДП, не имея возможности с рабочего места определить взаимное положение воздушных судов и не разобравшись в обстановке на ВПП, в нарушение требований Технологии работы диспетчера СДП передал экипажу Л-410 безрассудную команду о занятии исполнительного старта с курсом 297° и передал ему условия взлета («191-ый, 297 занимайте, ветер 270 четыре»). В это время Л-410 уже находился на ВПП 2-3 секунды, начав разворот в сторону взлета курсом 117°.
    На 26-й секунде от начала разбега, на скорости 195 км/ч, экипаж Ту-134А увидел на расстоянии около 400 м находящийся на ВПП Л-410. Во избежание столкновения он принял решение на прекращение взлета с одновременным отворотом влево на боковую полосу безопасности (БПБ). При этом были выпущены интерцепторы, включен реверс тяги и применено торможение. Экипаж Л-410, увидев приближающийся Ту-134А, пытаясь избежать столкновения, резко увеличил режим работы двигателей и начал разворот вправо для сруливания с ВПП на левую БПБ, но срулить не успел. Через 33,5 секунды от начала разбега Ту-134А на скорости 216 км/ч в 1 626 м от торца ВПП с МК=297° правой плоскостью столкнулся с самолетом Л-410. После столкновения Ту-134А пробежал по левой БПБ 514 м и остановился на расстоянии 2 140 м от начала ВПП и в 48 м левее ее оси. Фюзеляж Л-410 был разрублен вдоль продольной оси самолета на уровне иллюминаторов. Левое крыло разрушено. Передняя часть фюзеляжа с кабиной отломилась и перевернулась на 180°. Оба воздушных винта были оторваны и отброшены на ВПП на 50 м от фюзеляжа. Все 9 пассажиров (в том числе 1 ребенок) и экипаж погибли в момент удара. Пожара не возникло. У Ту-134 была разрушена правая плоскость. Фюзеляж имеет остаточную деформацию с гофрой в районе 41-45 шпангоута. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Самолет впоследствии был списан.
    Фактическая погода в момент происшествия: ясно, ветер 270° 3 м/с, видимость более 10 км, температура воздуха 24°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 9 9
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета руление
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Л-410М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-67191
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.02.1979
Заводской номер ВС 781120
Наработка ВС (часы) 2738
Наработка ВС (циклы) 4098
Силовая установка 811035 804078


Сведения о рейсе

Номер рейса Г-73
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сухуми (Бабушера)
Пункт назначения Кутаиси
Начальный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)
Конечный пункт маршрута Кутаиси


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) КВС Л-410 не выполнил указания диспетчера руления о порядке руления на предварительный старт, самовольно изменил маршрут руления, грубо нарушил требования НПП ГА-78 и ИПП а/п Сухуми, самовольно перешел на связь с диспетчером круга в нарушения правил ведения радиообмена, самовольно занял ВПП перед взлетающим самолетом.
    2) Диспетчер руления не запретил руление по неустановленному маршруту.
    3) Диспетчер СДП разрешил экипажу Л-410 занять исполнительный старт, когда производил взлет самолет Ту-134А, а Л-410 уже находился на ВПП.
    4) Диспетчер круга в нарушение установленной фразеологии радиообмена разрешил экипажу взлет с курсом 117°. Такая информация способствовала нарушению схемы руления экипажем Л-410.
    5) Руководитель полетов не координировал работу смены, не контролировал действия диспетчеров и не обеспечил выполнение требований ИПП а/п Сухуми.
    Ранее КВС Л-410 также производил руление с нарушением схемы с разрешения диспетчера руления. Так в тот же день, выполняя полет по МВЛ из а/п Сухуми, он вырулил на ВПП по такому же маршруту.
   
    Причинами катастрофы самолета Л-410М и аварии самолета Ту-134А явились: самовольное занятие ВПП экипажем самолета Л-410М в момент взлета с нее самолета Ту-134А, неудовлетворительная организация руководства полетами в аэропорту Сухуми, грубые нарушения требований НПП ГА-78, НСД ГА-81, Инструкции по производству полетов в районе аэродрома и технологии работы руководителем полетов, диспетчерами службы движения и экипажем Л-410М.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.