 |
 |
 |
Столкновение Ту-134А и Л-410М Грузинского УГА в а/п Сухуми |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 августа 1982 г.
Время: 18:09
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Сухуми (Бабушера)
Тип ВС: Л-410М
Регистрация ВС: СССР-67191
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Рейс: Г-73
|
|
|
 |
|
Описание |
Самолет Ту-134А №65836 297 летного отряда Сухумского ОАО выполнял рейс №974 по маршруту Сухуми - Внуково. На борту самолета находилось 76 пассажиров и 6 членов экипажа. Вырулив на предварительный старт по РД №3, в 17:05:35 мск (18:05 мест. вр.) экипаж получил разрешение диспетчера СДП занять исполнительный старт с МК=297°. В 17:07:50 экипаж доложил готовность к взлету. Тем временем, в 17:06:45 экипаж Л-410М №67191 того же летного отряда, выполнявший местный рейс Г-73 (время вылета по расписанию в 16:50), вышел на связь с диспетчером руления и в 17:07:18 получил от него разрешение выруливать по РД №3 на предварительный старт для взлета с МК=297° (вслед за Ту-134А). КВС Л-410, в 17:07:24 самовольно перешел на связь с диспетчером круга и запросил согласия на взлет с курсом 117°, на что диспетчер круга по согласованию с руководителем полетов и диспетчером подхода дал разрешение с нарушением фразеологии (фразой «давай рассчитывай»). Желая сократить время на взлет, в нарушение требований НПП ГА-78, ИПП а/п Сухуми и указаний диспетчера руления, КВС начал производить руление от перрона по кратчайшему маршруту – через перемычку между перроном и старой ВПП, затем по старой ВПП к месту ее пересечения с новой ВПП. В 17:07:42 КВС Л-410 вновь перешел на связь с диспетчером руления и запросил разрешение на руление на предварительный старт для взлета курсом 117°. Не получив подтверждение, он передал «по перемычке 117 занимаю», тем самым принял решение на руление по неустановленному маршруту. Диспетчер руления, первоначально выдававший правильные команды для выруливания на старт на РД №3, в дальнейшем, несмотря на самовольные действия экипажа, никаких мер по предупреждению руления по несуществующей схеме не принял.
Экипаж Ту-134А в 17:08 начал взлет с МК=297°. В 17:08:08 КВС Л-410, не доложив диспетчеру руления занятие предварительного старта, запросил разрешение на переход на связь с СДП. Диспетчер руления разрешение дал. В 17:08:22 КВС Л-410 доложил СДП: «на предварительный по перемычке, 191-ый». Диспетчер старта этого доклада из-за шума взлетающего Ту-134А не расслышал и в 17:08:30 запросил: «Какой борт?». КВС Л-410, не останавливаясь на предварительном старте, ответил: «191-ый, предвари…исполнительный». Не получив ответа с разрешением на занятие исполнительного старта, КВС самовольно вырулил на ВПП в районе стыка старой полосы с новой на удалении 1 650 м от начала ВПП и повторно запросил разрешения занять исполнительный старт. В 17:08:47 диспетчер СДП, не имея возможности с рабочего места определить взаимное положение воздушных судов и не разобравшись в обстановке на ВПП, в нарушение требований Технологии работы диспетчера СДП передал экипажу Л-410 безрассудную команду о занятии исполнительного старта с курсом 297° и передал ему условия взлета («191-ый, 297 занимайте, ветер 270 четыре»). В это время Л-410 уже находился на ВПП 2-3 секунды, начав разворот в сторону взлета курсом 117°.
На 26-й секунде от начала разбега, на скорости 195 км/ч, экипаж Ту-134А увидел на расстоянии около 400 м находящийся на ВПП Л-410. Во избежание столкновения он принял решение на прекращение взлета с одновременным отворотом влево на боковую полосу безопасности (БПБ). При этом были выпущены интерцепторы, включен реверс тяги и применено торможение. Экипаж Л-410, увидев приближающийся Ту-134А, пытаясь избежать столкновения, резко увеличил режим работы двигателей и начал разворот вправо для сруливания с ВПП на левую БПБ, но срулить не успел. Через 33,5 секунды от начала разбега Ту-134А на скорости 216 км/ч в 1 626 м от торца ВПП с МК=297° правой плоскостью столкнулся с самолетом Л-410. После столкновения Ту-134А пробежал по левой БПБ 514 м и остановился на расстоянии 2 140 м от начала ВПП и в 48 м левее ее оси. Фюзеляж Л-410 был разрублен вдоль продольной оси самолета на уровне иллюминаторов. Левое крыло разрушено. Передняя часть фюзеляжа с кабиной отломилась и перевернулась на 180°. Оба воздушных винта были оторваны и отброшены на ВПП на 50 м от фюзеляжа. Все 9 пассажиров (в том числе 1 ребенок) и экипаж погибли в момент удара. Пожара не возникло. У Ту-134 была разрушена правая плоскость. Фюзеляж имеет остаточную деформацию с гофрой в районе 41-45 шпангоута. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Самолет впоследствии был списан.
Фактическая погода в момент происшествия: ясно, ветер 270° 3 м/с, видимость более 10 км, температура воздуха 24°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
9 |
9 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
руление |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Л-410М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-67191 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.02.1979 |
Заводской номер ВС |
781120 |
Наработка ВС (часы) |
2738 |
Наработка ВС (циклы) |
4098 |
Силовая установка |
811035 804078 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Г-73 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Сухумский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сухуми (Бабушера) |
Пункт назначения |
Кутаиси |
Начальный пункт маршрута |
Сухуми (Бабушера) |
Конечный пункт маршрута |
Кутаиси |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
1) КВС Л-410 не выполнил указания диспетчера руления о порядке руления на предварительный старт, самовольно изменил маршрут руления, грубо нарушил требования НПП ГА-78 и ИПП а/п Сухуми, самовольно перешел на связь с диспетчером круга в нарушения правил ведения радиообмена, самовольно занял ВПП перед взлетающим самолетом.
2) Диспетчер руления не запретил руление по неустановленному маршруту.
3) Диспетчер СДП разрешил экипажу Л-410 занять исполнительный старт, когда производил взлет самолет Ту-134А, а Л-410 уже находился на ВПП.
4) Диспетчер круга в нарушение установленной фразеологии радиообмена разрешил экипажу взлет с курсом 117°. Такая информация способствовала нарушению схемы руления экипажем Л-410.
5) Руководитель полетов не координировал работу смены, не контролировал действия диспетчеров и не обеспечил выполнение требований ИПП а/п Сухуми.
Ранее КВС Л-410 также производил руление с нарушением схемы с разрешения диспетчера руления. Так в тот же день, выполняя полет по МВЛ из а/п Сухуми, он вырулил на ВПП по такому же маршруту.
Причинами катастрофы самолета Л-410М и аварии самолета Ту-134А явились: самовольное занятие ВПП экипажем самолета Л-410М в момент взлета с нее самолета Ту-134А, неудовлетворительная организация руководства полетами в аэропорту Сухуми, грубые нарушения требований НПП ГА-78, НСД ГА-81, Инструкции по производству полетов в районе аэродрома и технологии работы руководителем полетов, диспетчерами службы движения и экипажем Л-410М.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|