|
|
|
Катастрофа Ил-14 Якутской отд. авиагруппы ГВФ близ Сангара |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 октября 1961 г.
Время: 18:52
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ Сангара
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-61712
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское территориальное управление ГВФ, 139 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 139 авиаотряда выполнял полет с грузом яблок весом 3 100 кг. Взлет в а/п Якутск произведен в 11:55 мск.
Прогноз погоды по маршруту с 12:00 до 15:00 предусматривал: облачность 0-3 балла, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость более 10 км. По пункту посадки а/п Сангар: ясно, дымка, видимость 4-10 км.
За 10 минут до вылета инженер-синоптик а/п Якутск получила встречный прогноз по а/п Сангар: с 12:00 до 15:00 – облачность 10 баллов, верхняя средняя, дымка, видимость 2-4 км, ветер северо-западный 7-10 м/с. Несмотря на меньшую горизонтальную видимость, указанную в этом прогнозе, она не внесла корректив в ранее составленный ею прогноз погоды, а с содержанием встречного прогноза ни экипаж, ни службу движения не ознакомила.
После набора высоты экипаж занял эшелон 1 500 м визуально. В 12:35 экипаж установил связь с КДП а/п Сангар и запросил условия посадки. Диспетчер КДП разрешил снижение до 900 м визуально по давлению 749,8 мм рт.ст. и передал фактическую погоду – ветер западно-северо-западный 7 м/с с порывами до 10 м/с, видимость 3 км, дымка. При разрешении дальнейшего снижения до 600 м на запрос диспетчера о погоде экипаж доложил, что видимость больше 10 км. Затем экипаж доложил: «600 м визуально, поселок вижу, разрешите дальнейшее снижение». Диспетчер разрешил снижение. Затем экипаж доложил: «нахожусь над поселком, аэродром вижу, разрешите сделать контрольный круг». Диспетчер разрешил. Экипаж доложил: «видимость хорошая, пролет привода, прохожу над вами». По заявлению диспетчера, которое не подтверждается другими свидетелями, он видел пролет самолета над аэродромом. Докладов о выполнении первого и второго разворотов экипаж не делал. После доклада о третьем развороте экипаж сообщил, что полосу видит и попросил дать ракету. На аэродроме выпустили две белые ракеты и ошибочно одну красную. Информация, что красная ракета выпущена ошибочно, была передана на борт. Экипаж доложил, что ракеты видит, и что понял сообщение об ошибочно выпущенной красной ракете. После этого связь с бортом пропала. На дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.
Самолет найден в 8 км юго-восточнее аэродрома на юго-западном склоне горы Ваатала Хайата на высоте 160 м полностью разрушенным. Первое столкновение с верхушками деревьев произошло на высоте 5-7 м без крена при небольшом снижении с курсом 310-320°. Часть правой плоскости длиной 4 м была оторвана. Самолет перевернулся вправо, столкнулся с деревьями и землей, двигаясь до полной остановки на протяжении 200 м от места первого касания препятствий, и загорелся. Схема визуального захода на посадку с МК=310° предусматривает заход по прямоугольному маршруту над рекой Лена по огням пос. Сангар с четвертым разворотом над поселком Сангар. В 12:35, когда экипаж первый раз установил связь с КДП, в пос. Сангар произошло отключение электроэнергии. Фактическая видимость в момент ЛП составляла 3-4 км, что было в пределах установленного ночного минимума а/п Сангар (3 км). Магнитофонная запись переговоров с экипажем не велась. Катастрофа произошла в 12:52 мск (18:52 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-61712 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.04.1955 |
Заводской номер ВС |
4340503 |
Наработка ВС (часы) |
7954 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б28353919 Б2936651 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское территориальное управление ГВФ, 139 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Сангар |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Сангар |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причина катастрофы - ошибка экипажа, допущенная им при заходе на посадку ночью по земным ориентирам в условиях ограниченной видимости при наличии дымки без контроля радиолокационными средствами. Экипаж ошибочно принял освещенный поселок Смородичный, расположенный юго-восточнее поселка Сангар на берегу реки Лена у подножия горы Ваатала Хайата, за поселок Сангар, который не был освещен из-за отключения электроэнергии. В результате экипаж затянул начало третьего разворота и затем произвел четвертый разворот в районе пос. Смородичный. После четвертого разворота экипаж продолжал полет со снижением в сторону горы Ваатала Хайата до столкновения с ее склоном в 2-х км от пос. Смородичный.
Способствующие причины:
1) отсутствие четкого маршрута визуального захода на посадку в а/п Сангар и порядка использования радиосредств при таком заходе;
2) плохая организация работы АМСГ а/п Сангар – отсутствие наблюдений за видимостью каждые 15 минут. В результате экипаж имел данные 50-ти минутной давности. Дежурный синоптик АМСГ а/п Якутск не внесла корректив в прогноз погоды, выданный экипажу, получив встречный прогноз погоды, предусматривающий ухудшение видимости;
3) отсутствие радиосвязи между аэропортами Якутск и Сангар из-за ее непрохождения, а также между бортом и а/п Сангар, в результате чего в а/п Сангар узнали о прилете к ним самолета, когда он уже подходил к району аэропорта;
4) выключение освещения пос. Сангар, что привело к ошибке экипажа при ориентировании по наземным ориентирам. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|