Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Якутской отд. авиагруппы ГВФ близ Сангара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 октября 1961 г.
Время:  18:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ Сангара
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-61712
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское территориальное управление ГВФ, 139 ао
 


Описание
    Экипаж 139 авиаотряда выполнял полет с грузом яблок весом 3 100 кг. Взлет в а/п Якутск произведен в 11:55 мск.
    Прогноз погоды по маршруту с 12:00 до 15:00 предусматривал: облачность 0-3 балла, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость более 10 км. По пункту посадки а/п Сангар: ясно, дымка, видимость 4-10 км.
    За 10 минут до вылета инженер-синоптик а/п Якутск получила встречный прогноз по а/п Сангар: с 12:00 до 15:00 – облачность 10 баллов, верхняя средняя, дымка, видимость 2-4 км, ветер северо-западный 7-10 м/с. Несмотря на меньшую горизонтальную видимость, указанную в этом прогнозе, она не внесла корректив в ранее составленный ею прогноз погоды, а с содержанием встречного прогноза ни экипаж, ни службу движения не ознакомила.
    После набора высоты экипаж занял эшелон 1 500 м визуально. В 12:35 экипаж установил связь с КДП а/п Сангар и запросил условия посадки. Диспетчер КДП разрешил снижение до 900 м визуально по давлению 749,8 мм рт.ст. и передал фактическую погоду – ветер западно-северо-западный 7 м/с с порывами до 10 м/с, видимость 3 км, дымка. При разрешении дальнейшего снижения до 600 м на запрос диспетчера о погоде экипаж доложил, что видимость больше 10 км. Затем экипаж доложил: «600 м визуально, поселок вижу, разрешите дальнейшее снижение». Диспетчер разрешил снижение. Затем экипаж доложил: «нахожусь над поселком, аэродром вижу, разрешите сделать контрольный круг». Диспетчер разрешил. Экипаж доложил: «видимость хорошая, пролет привода, прохожу над вами». По заявлению диспетчера, которое не подтверждается другими свидетелями, он видел пролет самолета над аэродромом. Докладов о выполнении первого и второго разворотов экипаж не делал. После доклада о третьем развороте экипаж сообщил, что полосу видит и попросил дать ракету. На аэродроме выпустили две белые ракеты и ошибочно одну красную. Информация, что красная ракета выпущена ошибочно, была передана на борт. Экипаж доложил, что ракеты видит, и что понял сообщение об ошибочно выпущенной красной ракете. После этого связь с бортом пропала. На дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.
    Самолет найден в 8 км юго-восточнее аэродрома на юго-западном склоне горы Ваатала Хайата на высоте 160 м полностью разрушенным. Первое столкновение с верхушками деревьев произошло на высоте 5-7 м без крена при небольшом снижении с курсом 310-320°. Часть правой плоскости длиной 4 м была оторвана. Самолет перевернулся вправо, столкнулся с деревьями и землей, двигаясь до полной остановки на протяжении 200 м от места первого касания препятствий, и загорелся. Схема визуального захода на посадку с МК=310° предусматривает заход по прямоугольному маршруту над рекой Лена по огням пос. Сангар с четвертым разворотом над поселком Сангар. В 12:35, когда экипаж первый раз установил связь с КДП, в пос. Сангар произошло отключение электроэнергии. Фактическая видимость в момент ЛП составляла 3-4 км, что было в пределах установленного ночного минимума а/п Сангар (3 км). Магнитофонная запись переговоров с экипажем не велась. Катастрофа произошла в 12:52 мск (18:52 местного времени).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61712
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.04.1955
Заводской номер ВС 4340503
Наработка ВС (часы) 7954
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б28353919 Б2936651


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское территориальное управление ГВФ, 139 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Сангар
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Сангар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причина катастрофы - ошибка экипажа, допущенная им при заходе на посадку ночью по земным ориентирам в условиях ограниченной видимости при наличии дымки без контроля радиолокационными средствами. Экипаж ошибочно принял освещенный поселок Смородичный, расположенный юго-восточнее поселка Сангар на берегу реки Лена у подножия горы Ваатала Хайата, за поселок Сангар, который не был освещен из-за отключения электроэнергии. В результате экипаж затянул начало третьего разворота и затем произвел четвертый разворот в районе пос. Смородичный. После четвертого разворота экипаж продолжал полет со снижением в сторону горы Ваатала Хайата до столкновения с ее склоном в 2-х км от пос. Смородичный.
    Способствующие причины:
    1) отсутствие четкого маршрута визуального захода на посадку в а/п Сангар и порядка использования радиосредств при таком заходе;
    2) плохая организация работы АМСГ а/п Сангар – отсутствие наблюдений за видимостью каждые 15 минут. В результате экипаж имел данные 50-ти минутной давности. Дежурный синоптик АМСГ а/п Якутск не внесла корректив в прогноз погоды, выданный экипажу, получив встречный прогноз погоды, предусматривающий ухудшение видимости;
    3) отсутствие радиосвязи между аэропортами Якутск и Сангар из-за ее непрохождения, а также между бортом и а/п Сангар, в результате чего в а/п Сангар узнали о прилете к ним самолета, когда он уже подходил к району аэропорта;
    4) выключение освещения пос. Сангар, что привело к ошибке экипажа при ориентировании по наземным ориентирам.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.