Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Якутской отд. авиагруппы ГВФ (139 АТО) в Хабаровском крае
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 августа 1959 г.
Время:  05:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, район реки Коврик
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-54795
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская ОАГ ГВФ, 139 ао
 


Описание
    Экипаж 139 авиатранспортного отряда прибыл из а/п Якутск в а/п Учур, имея задание на обслуживание транспортно-связными полетами геологической экспедиции. Груз продуктов, согласно плану полетов, должен быть доставлен в аэропорт Токо (с посадкой). Находившийся в а/п Учур и.о. командира УТО-17 включил себя в состав экипажа в качестве инструктора. По его настоянию и вопреки утвержденному командиром авиагруппы плану полетов самолет был выпущен в полет на сброс груза в районе лагеря экспедиции в 03:35 мск. Для сброса груза в полет были взяты трое работников геологической партии. Фактическая погода на маршруте и в пункте сброса в районе реки Коврик (в 150 км юго-восточнее а/п Токо) была: облачность 3-5 баллов верхняя, тихо, видимость 50 км. Визуальный полет выполнялся экипажем на эшелоне 3 000 м. Однако к району цели самолет подошел на высоте 300 м, т.е. экипаж в нарушение НПП ГА-58 совершал полет со снижением, не сообщив об этом в РДС Якутска, с которой при выполнении полета связь не держал. Диспетчер РДС, зная о вылете самолета из а/п Учур, от руководства полетом самоустранился, попыток установить связь с экипажем не делал. Полет продолжался 1 час 35 минут. Самолет вышел в район цели по долине реки Коврик на высоте 300 м. Максимальное превышение над местностью в этом районе 450 м. Таким образом, экипаж нарушил НПП ГА-58, не выдержав безопасную высоту полета. Определив площадку для сброса, подготовленную геологической партией на склоне горы в узкой долине правого притока реки Коврик, имеющей ширину в низовье 750-1000 м и в верховье менее 500 м, экипаж вопреки здравому смыслу начал выполнять заход на сброс в этой долине, о чем сообщил по радиосвязи работникам партии. Не выдержав безопасной высоты полета, экипаж пролетел площадку на высоте 300 м. Над районом верховья притока, имея истинную высоту 400 м, экипаж выполнил стандартный разворот и со снижением до 150 м вышел на цель и произвел первый сброс. Продолжая полет по прямой, самолет вышел в долину реки Коврик. Выполнив здесь стандартный разворот и снизившись до 115 м, экипаж обратным курсом начал второй заход. Произведя сброс, самолет продолжил полет с набором высоты в долине в направлении сужающейся ее части к склону горы, имеющему на расстоянии 1 900 м от площадки сброса превышение, равное 60 м. Убедившись, что полет по прямой создает угрозу столкновения с горой, экипаж в условиях малой истинной высоты (около 20-25 м) и вне видимости естественного горизонта начал разворот влево с креном 40-45°. Резко потеряв скорость, экипаж перевел моторы на режим максимальной мощности, чем усугубил положение. Свалившись на левое крыло, самолет потерпел катастрофу в лесу в 1 900 м от площадки сброса. Катастрофа произошла в 05:25 мск в точке с координатами 55°50’00” СШ, 133°22’15” ВД.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-54795
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.11.1949
Заводской номер ВС 18433908
Наработка ВС (часы) 9608
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 123520 811-1192


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская ОАГ ГВФ, 139 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Учур
Пункт назначения Учур
Начальный пункт маршрута Учур
Конечный пункт маршрута Учур


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы:
    1) Грубое нарушение экипажем правил полетов в горной местности, выразившееся в несоблюдении безопасной высоты полета.
    2) Самовольное, без ведома командования отряда, изменение в а/п Учур задания на полет экипажу и неудовлетворительная подготовка к полету.
    3) Нарушение экипажем инструкции по производству безпарашютного сброса, а также неправильное определение исходной высоты для сброса.
    4) Неправильное определение экипажем направления захода на сброс.
    5) Неудовлетворительная подготовка, проведенная с экипажем перед его вылетом из а/п Якутск в Учур и нечеткий инструктаж, данный командованием отряда о характере полетов при направлении его на задание в а/п Учур, дававший возможность свободного толкования характера предстоящих полетов.
    6) Неудовлетворительное руководство полетом экипажа при его вылете из Учура со стороны РДС а/п Якутск.
    Виновники:
    1) И.о. к-ра УТО-17, который настоял на изменении задания на полет, неудовлетворительно провел подготовку экипажа к полету, допустил самовольное снижение на маршруте, несоблюдение безопасной высоты полета, неправильно определил высоту и направление захода на сброс.
    2) нач. а/п Учур, который по настоянию и.о. к-ра УТО-17 без ведома командования 139 ато изменил характер выданного экипажу задания и, не проконтролировав подготовку экипажа к его выполнению, выпустил экипаж в полет неподготовленным для выполнения этого задания.
    3) И.о ком. 3-й эскадрильи 139 ато, который, зная, что экипажу могут предложить полет на сброс, не дал четких указаний, запрещающих ему выполнение этого задания.
    4) Диспетчер РДС Якутск, который самоустранился от руководства полетом и тем самым не выявил направление полета и характер выполняемого экипажем задания.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.