Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Якутского управления ГВФ (46 АТО) близ а/п Хандыга
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 мая 1952 г.
Время:  08:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 95 км северо-западнее а/п Хандыга
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4602
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское территориальное управление ГВФ, 46 ато
 


Описание
    Экипаж 46 ато произвел взлет в Якутске в 06:47 мск. На борту находился груз весом 1 635 кг, состоящий из почты, запчастей, труб, цемента и сундуков. Выданный прогноз погоды по маршруту Якутск-Оймякон от 07:00 до 11:00 предусматривал: облачность 9-10 баллов, слоисто-дождевая, слоисто-кучевая высотой 300-600 м, осадки, в облаках и в осадках обледенение. На второй половине маршрута (перевал-Оймякон) – уменьшение облачности до 3-7 баллов слоисто-кучевой высотой 1000-1500 м, средняя, без осадков, видимость более 10 км. Ветер юго-восточный 20-30 км/ч. По пункту посадки Оймякон с 10:00 до 11:00 - облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость более 10 км, ветер северо-восточный 1-4 м/с. Последняя связь экипажа с а/п Хандыга состоялась в 08:04. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал. Самолет обнаружен 11 мая в 95 км северо-западнее а/п Хандыга-Теплый Ключ с азимутом 330° на северо-западном склоне первой горы Верхоянского хребта разрушенным и сгоревшим. Столкновение с горой с МК=93° произошло на высоте 1 200 м. Зацепив правой плоскостью за гору и потеряв ее, самолет развернулся и ударился о гору носовой частью. Затем он сполз вниз на 100-120 м по склону в ущелье.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4602
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС сентябрь 1948 г.
Заводской номер ВС 4607
Наработка ВС (часы) 2284
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-332 6211-2188


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское территориальное управление ГВФ, 46 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Хандыга
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Аллаиха


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Экипаж был запланирован на рейс в Верхоянск, который из-за отсутствия данных о погоде был отменен. Начальник штаба 46 ато по предложению начальник УРДС а/п Якутск самовольно назначил экипаж на данный рейс, на незакрепленную за ним трассу. Готовность экипажа к полету никем не проверялась. Дежурный синоптик выдал экипажу бюллетень прогноза погоды с устаревшими и неправильными прогнозом и фактической погодой. Данный прогноз, составленный за 04:15, предусматривал ветер на высоте 3 000 м 160° 40 км/ч. Фактически, ветер на высоте 3 600 м имел юго-западное направление. Предусмотренная прогнозом видимость на первом участке пути 1-2 км фактически была менее 1 км не только на первой половине пути, но и в начале второй половины пути. Прогноз ветра, выданный АМСГ для штурманского расчета, 100° 35 км/ч на высоте 3 000 м в течение дня не корректировался синоптиками. Аэронавигационный расчет, составленный экипажем, производился по этим данным. Таким образом, расчетный угол сноса составлял 3°. Фактический угол сноса был 13-15°. Расчетная путевая скорость составляла 210 км/ч, фактическая - 240-290 км/ч. Прогноз погоды по пункту посадки экипажу выдан не был из-за отсутствия сведений о погоде в Хандыге. Нач. а/п Якутск дал разрешение на вылет, не проконсультировавшись в АМСГ о состоянии погоды по маршруту. Дав устное распоряжение о посадке в Хандыге (Оймякон не обеспечивал заправкой), он подписал разрешение на полет без прогноза погоды в а/п Хандыга. Зная, что на маршруте будут сложные метеоусловия, контроля за полетом не установил. После взлета экипаж доложил занятие эшелона 3 600 м визуально. Связавшись с Хандыгой, он получил погоду за 07:30 – облачность 10/0 баллов, средняя, видимость 50 км, ветер юго-восточный 6 м/с. Получив хорошую погоду, экипаж решил снизиться до низшего эшелона 1 200 м, предполагая выйти из облачности и полагая, что по расчету самолет находится в районе Хандыги, а по пеленгам – на ЛЗП. Фактически самолет находился в 95 км северо-западнее Хандыги. Идя на эшелоне 1 200 м в облаках, которые вызывали помехи в радиосвязи и неустойчивые показания радиокомпаса, самолет в 08:14 (по найденным часам) столкнулся с горой.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ Якутска.
    2) Плохая организация, руководство и обеспечение безопасности полета со стороны командования а/п Якутск.
    3) Грубое нарушении НПП ГА-51 в части организации и подготовки экипажей и полетов со стороны командования 46 ато.
    4) Недисциплинированность КВС, нарушившего НПП ГА-51.
    5) Передаваемые на борт пеленги были неправильными и дезориентировали экипаж о местонахождении самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.