Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 ООО "Т-Цемент" в Магадане
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  20 февраля 2020 г.
Время:  10:32
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Магадан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-40642
Авиакомпания:  ООО "Т-Цемент"
 


Описание
    Самолет, принадлежащий золотодобывающей артели, производил полет по перевозке вахтовых рабочих к месту работы по маршруту п/п Магадан-13 – а/п Сеймчан – Глухариное – а/п Сеймчан. В задании на полет было указано, что загрузка – 12 пассажиров и 150 кг багажа. Взвешивание багажа не проводилось. Размещением багажа в салоне самолета занимались второй пилот и авиационный техник. После прибытия пассажиров, до их посадки, КВС осмотрел размещение багажа в пассажирской кабине ВС. По его мнению, распределение багажа было правильным. Багаж был размещен под пассажирскими сиденьями, а часть багажа, не поместившаяся под сиденьями – впереди у 5–го шпангоута. Размещением пассажиров занимался второй пилот. Со слов КВС, он и второй пилот провели инструктаж пассажиров и проверку их готовности к полету. Пассажирам было дано указание пристегнуть ремни и не вставать. Положение ремней пассажиров экипаж не проверял.
    В 10:32 местного времени экипаж начал производить взлет с МКвзл=25°. На борту находилось 12 пассажиров, 2 члена экипажа и 445 кг багажа. Через 5…7 секунд после взлета, на высоте около 10 м у самолета начал развиваться кабрирующий момент. КВС отдал штурвал от себя до упора. Увеличение угла тангажа на кабрирование продолжалось. Скорость полета стала уменьшаться. КВС, согласно рекомендациям РЛЭ, уменьшил режим работы двигателя. К набору самолетом высоты около 25 м скорость полета уменьшилась со 105 км/ч до 85 км/ч, угол тангажа на кабрирование увеличился до 20°, угол атаки – до 14°. На высоте 30 м угол атаки стал критическим (24°), скорость полета уменьшилась до 65 км/ч. Самолет перешел в сваливание со снижением с большой вертикальной скоростью и одновременным увеличением левого крена и угла тангажа на пикирование.
    Столкновение с землей на территории посадочной площадки произошло с опережением на левую полукоробку крыльев, с левым креном 8-10° и углом тангажа на пикирование 3-5°. После столкновения с землей самолет развернулся влево на 90° и остановился в 570 м от места взлета и в 240 м от конца ВПП. Перед столкновением КВС перекрыл подачу топлива в двигатель, выключил зажигание и отключил аккумулятор. Второй пилот после столкновения перекрыл стоп-кран. 5 пассажиров тяжело ранены, пилоты и остальные пассажиры получили ушибы. Пожара не было. У самолета деформированы нижние плоскости левого и правого полукрыльев и верхняя плоскость левого полукрыла с частичным отрывом в районе центроплана, полный отрыв основных стоек шасси.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 12 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/976/report_ra-40642.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-40642
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.05.1985
Заводской номер ВС 1G213-49
Наработка ВС (часы) 14822
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16374117


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ООО "Т-Цемент"
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Магадан
Пункт назначения Сеймчан
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Сеймчан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что, в нарушение требований РЛЭ самолета Ан-2, багаж был размещен вдоль прохода между рядами кресел, а наиболее тяжелые пассажиры располагались на задних пассажирских сиденьях. Ни один из пассажиров в момент АП не был пристегнут ремнем. Один из пассажиров, занимавший крайнее заднее место по левому борту, в момент АП стоял возле грузопассажирской двери самолета. При контрольном взвешивании вес багажа оказался равным 445 кг. Полетный вес и центровку второй пилот рассчитывал по заявленному в задании на полет весу 150 кг. Во время загрузки багажа он понял, что его вес превышает 150 кг, но из-за нехватки времени пересчета полетного веса и центровки производить не стал. В задании на полет полетный вес был указан 5465 кг при максимально допустимом 5500 кг. Согласно объяснениям экипажа и пассажиров, пассажирское сиденье № 1 было убрано и в районе 5 – 6 шпангоута была размещена часть багажа (весом около 200 кг). Остальной багаж (весом около 245 кг) располагался между 7 и 10 шпангоутами. Но по результатам исследований видеозаписи пассажира, комиссия установила, что часть багажа была размещена и в районе 12 – 15 шпангоута. Пассажир (весом 55 кг), который должен был находиться на сиденье № 1, располагался на багаже в районе 7 – 8 шпангоута. Другой пассажир (весом 93 кг) покинул свое место № 6 и переместился в район 14 – 15 шпангоута для выполнения видеосъемки процесса взлета на камеру мобильного телефона через иллюминатор грузопассажирской двери.
    По расчетам комиссии, фактический полетный вес самолета составлял 5910 кг, что на 410 кг превышает допустимую. Центровка составляла около 38% САХ (в задании на полет было записано 30,1% САХ). При росте кабрирующего момента центровка стала еще более задней (более 40% САХ), что связано с перемещением незакрепленного груза и непристегнутых пассажиров назад. Предельно допустимая задняя центровка самолета Ан-2 составляет 33% САХ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-40642 произошло при выполнении взлета вследствие выхода ВС на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим столкновением с земной поверхностью. Выход ВС на закритические углы атаки стал следствием превышения ограничений по максимальному взлетному весу и предельно задней центровке.
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало:
    - недостаточный контроль со стороны экипажа за взлетным весом и центровкой ВС при загрузке багажа и посадке пассажиров перед вылетом, а также несанкционированное перемещение одного из пассажиров в район 14 – 15 шпангоута в процессе взлета;
    - отсутствие ограничительного ремня в пассажирской кабине ВС, установка и проверка которого предусмотрена главой 3 разделами «Загрузка и центровка самолета» и «Предполетный осмотр самолета вторым пилотом» РЛЭ самолета Ан-2.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.