Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Fokker 100 а/к Bek Air в Алма-Ате (Алматы)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 декабря 2019 г.
Время:  07:21
Страна:  Казахстан
Место происшествия:  район а/п Алматы
Тип ВС:  Fokker 100
Регистрация ВС:   UP-F1007
Авиакомпания:  Bek Air
Рейс:  Z92100
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, второго пилота и трех бортпроводников выполнял регулярный пассажирский рейс Z2100 Алматы – Нур-Султан с 93 пассажирами на борту. Самолет находился в аэропорту около 2 суток. Погодные условия при этом способствовали возникновению обледенения. Перед полетом самолет обработан противообледенительной жидкостью частично – только стабилизатор. Плоскости крыла не обрабатывались.
    При взлете загрузка и центровка самолета соответствовали установленным нормам.
    Ночью, в 07:20:02 местного времени, экипаж начал взлет с ВПП 05R. Взлет производился от начала ВПП 05R (длина 4400 м) с закрылками, установленными на 0°, со включенной ПОС двигателей и планера. Взлет выполнял КВС.
    В 07:20:41, на скорости 140 узлов (259 км/ч), экипаж начал подъем передней опоры шасси, а в 07:20:45 произвел отрыв самолета от ВПП на скорости 148 узлов (274 км/ч). Сразу после отрыва самолет перешел в сваливание с раскачкой по крену влево до 5°, вправо до 19° и влево до 15°. Экипаж пытался убрать крен органами управления. В результате развития кренящего момента и уменьшения вертикальной перегрузки самолет с высоты около 6 м снизился. Произошло касание ВПП основными опорами шасси и левой плоскостью крыла.
    Через 9 секунд после отрыва (в 07:20:54) второй пилот на реплику КВС «Что такое?» ответил: "не знаю, что такое, стабилизатор, тормози, нцв» и через секунду перевел рычаги управления двигателями на малый газ.
    В 07:20:57 КВС, реагируя на действия второго пилота, говорит: "не нужно, что ты делаешь". При этом наиболее вероятно, КВС, через 4-5 секунд после уборки РУД в положение «малый газ» перемести рычаги управления во взлетный режим (до 93-95% N1), сопровождая эти действия фразой "поехали, ушли, ушли".
    После касания ВПП самолет до 07:21:05 двигался по ВПП с поднятым передней опорой шасси, без существенного роста скорости, с углами тангажа на кабрирование в диапазоне от 10,7° до 14,2°.
    В 07:21:04 КВС дал команду "убирай шасси". В дальнейшем происходило многократное касание самолетом ВПП: 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси, 1 раз крылом. Выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы.
    После повторного отрыва самолета на скорости 138 узлов, в 07:21:15, на высоте 5 метров началась уборка шасси. Сразу после отрыва снова возникла раскачка по крену от левого 7,4° до правого 9,5°. Угол тангажа вырос до 18…19°. Приборная скорость при этом уменьшалась до 130 узлов. Самолет перешел в сваливание. В дальнейшем произошло приземление самолета на фюзеляж с убранными шасси с последовавшим движением по грунту за пределами ВПП с разворотом вправо. Самолет столкнулся с бетонным забором внешнего ограждения аэропорта и лобовым ударом на большой скорости левой стороной пилотской кабины ударился о двухэтажный кирпичный нежилой дом примерно в 100 м правее продолжения оси ВПП 05R и примерно в 850 м после пролета ее выходного торца. Фюзеляж самолета при этом разрушился на две части. Передняя часть фюзеляжа с пилотской кабиной в разрушенном состоянии осталась на месте удара о дом. Остальная часть фюзеляжа с плоскостями крыла продвинулась вперед на 30-40 м и остановилась с другой стороны полуразрушенного дома с разворотом в обратную сторону к первоначальному курсу движения самолета. Пожара не было. КВС и 11 пассажиров погибли. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения различной тяжести.
    Фактическая погода а/п Алма-Ата за 07:00 была – ветер 140° 1 м/с, видимость 1000 м, видимость на ВПП 05R 2000 м, дымка, нет существенной облачности, температура -12°С.
    По данным анализа параметрического и речевого самописцев, установлено, что в процессе влета до момента касания воздушного судна хвостовой частью фюзеляжа и консолями крыла поверхности ВПП, в результате чего получены повреждения конструкции воздушного судна, отказов авиационной техники и нештатной работы систем самолета и двигателя не выявлено.
    По предварительному заключению комиссии, наиболее вероятной причиной возникновения сваливания самолета после отрыва является обледенение самолета. Предположение о попадании самолета F-100 в спутный след от взлетевшего перед ним с допустимым интервалом (110 секунд) самолета A321neo не подтверждается. Также в момент происшествия на аэродроме не было сдвига ветра.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 93 11
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Fokker 100
Регистрационный номер (id) ВС UP-F1007
Государство регистрации ВС Казахстан
Дата выпуска ВС 1996
Заводской номер ВС 11496
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса Z92100
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Bek Air
Государство регистрации авиакомпании Казахстан
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Нур-Султан (Астана)
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Нур-Султан (Астана)


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2020, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.