Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-14 ШВЛП ГВФ в а/п Ульяновск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 марта 1964 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ульяновск (Баратаевка)
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-41894
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
 


Описание
    Экипаж самолета Ил-14 №41894 в составе командира корабля-инструктора, командира корабля-слушателя, штурмана-инструктора, бортмеханика-инструктора, проверяющего – старшего бортмеханика-инструктора и бортрадиста-инструктора выполнял учебный полет по маршруту Ульяновск – Внуково – Быково – Ульяновск.
    В 00:04 экипаж вылетел из а/п Быково. При подлете к а/д Ульяновск экипаж получил разрешение диспетчера КДП на снижение и метеоусловия на аэродроме: ясно, умеренная дымка, видимость 1500 м, давление 765,1 мм рт.ст., ветер 300° 2 м/с, влажность 92%. После перехода на связь с диспетчером СКП последний передал на борт экипажу такие же метеоусловия.
    Экипаж визуально выполнил четвертый разворот с МКпос=24° и в дальнейшем продолжал заход на посадку по системе СП-50. Заход на посадку корректировался диспетчером ПРЛ. Пилотировал инструктор, а слушатель (женщина) пилотировала самолет по параметрам, заданным инструктором. После пролета ДПРМ экипаж запросил разрешение на посадку. Получив ответ диспетчера СКП: «Увидите ВПП, скажите», пилот-инструктор ответил «Понял», а о видимости ВПП и разрешение на посадку так и не запросил.
    После пролета БПРМ самолет внезапно вошел в туман, но экипаж продолжал дальнейшее снижение самолета с убранными закрылками и выключенными фарами. Инструктор, вопреки здравому смыслу и требованиям §267 НПП ГА-58, безрассудно продолжил снижение самолета при погоде ниже установленного для него и аэродрома минимума погоды, вне видимости огней ВПП. После включения фар создался «экран», вследствие чего экипаж потерял пространственную ориентировку и самолет с левым креном, на повышенной скорости, в 19 м левее ВПП, с перелетом посадочного «Т» на 50 м, под углом 11° к оси ВПП, грубо приземлился на колеса левой стойки шасси. В результате удара колеса левой стойки шасси разрушились. После этого самолет, пробежав 650 м по грунтовой ВПП, расположенной левее и параллельно бетонной ВПП, столкнулся с валом снега и потерпел аварию. Экипаж и находившиеся на борту 5 человек слушателей ШВЛП (4 в пассажирской кабине и слушатель-пилот) невредимы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41894
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 146000802
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б27251802 Б27352560


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Быково)
Пункт назначения Ульяновск (Баратаевка)
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    Фактическая погода на а/д Ульяновск в момент посадки с МК=24° была: туман с горизонтальной видимостью 150-200 м. Руководитель полетов, получив уточнение прогноза, где предполагался переход дымки в туман, не потребовал от синоптика организации учащенных стартовых наблюдений с СКП, как того требует приказ ГУ ГВФ и ГУ ГМС №14/67-62 г. Кроме того руководитель полетов, находясь на СКП, фактическую метеообстановку не знал и пассивно руководил заходом самолета Ил-14 на посадку. Не имея подтверждения от экипажа о видимости огней ВПП и не видя самолета, он, вместо того, чтобы запретить снижение экипажа при погоде ниже установленного минимума (60х1000 м) и дать команду об уходе на второй круг, безучастно наблюдал за грубым нарушением правил полетов со стороны экипажа.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии являются:
    - грубое нарушение требований §267 НПП ГА-58 командиром корабля-инструктором, выразившееся в самовольной посадке самолета в тумане;
    - плохое руководство заходом самолета на посадку руководителем полетов и диспетчером СКП, которые грубо нарушили требования §140 НПП ГА-58, выразившиеся в приеме самолета ниже установленного минимума погоды;
    - неудовлетворительная организация метеообслуживания АМСГ Ульяновска в части наблюдения за фактической погодой при полетах в сложных метеоусловиях.
    Данная авария свидетельствует о низкой требовательности к экипажам и работникам службы движения школы со стороны командования Ульяновской ШВЛП ГВФ и 2-го авиаотряда.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Командир корабля-слушатель погибла в катастрофе самолета Ил-18 №75507 в районе Сочи 01.10.1972, будучи вторым пилотом в составе его экипажа.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.