Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Северо-Кавказского УГА близ Сочи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 июля 1989 г.
Время:  09:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, г. Большая Чура, 41 км северо-восточнее аэропорта Сочи (Адлер)
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22768
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Адлерская ОАЭ
 


Описание
    Экипаж Адлерской ОАЭ Сочинского аэропорта возвращался в аэропорт базирования Сочи (Адлер) после перевозки вахтовой бригады из ст. Каневская на морскую буровую вышку в районе Анапы. На борту находились 5 пассажиров (3 работника а/п Сочи, сын одного из них и местный житель). Один из пассажиров не был оформлен.
    Последний взлет произведен в 09:18 с вертолетной площадки Камнемостская (Майкопский район Адыгейской АО). Пункт посадки - а/п Адлер. Полетная масса и центровка не выходили за установленные нормы.
    Экипаж набрал безопасную высоту (2000-2500 м) и в горизонтальном полете начал пересечение Кавказских гор по ПВП, в простых метеоусловиях. На 20-й минуте полета, в 09:37, произошло разрушение главного редуктора ВР-8А, в результате чего автоматы защиты свободных турбин двигателей от раскрутки отключили оба двигателя, оба привода гидронасосов НШ-39М (основной и дублирующий) и привода генератора переменного тока. При разрушении корпуса редуктора была нарушена проводка питания подкачивающих насосов основных топливных баков и пробита потолочная панель грузовой кабины вертолета. В образовавшийся пролом горячее масло вылилось в отсек главного редуктора и грузовую кабину вертолета, попало на датчики противопожарной системы, что вызвало их срабатывание. Экипаж, обнаружив отказ, пытался отыскать удобное для вынужденной посадки место. Этого ему сделать не удалось, так как с отключением двигателей вертолет начал резкое снижение, а отказ гидросистем привел к потере управляемости вертолетом, который с большой вертикальной скоростью и небольшой поступательной скоростью снижался перед собой. О возникновении катастрофической ситуации КВС и второй пилот передали в эфир. Вертолет упал в лес на склоне горы Большая Чура (41 км с А=17° от а/п Адлер, 43°47’40”СШ, 40°06’00”ВД) на высоте 1140 м. Столкновение с деревьями и землей произошло с углом наклона траектории около 30° на пикирование к склону горы (около 70° к горизонту). В результате удара вертолет полностью разрушился. Через образовавшийся пролом три пассажира, в том числе ребенок, покинули вертолет. В это время двумя вспышками в передней, сильно разрушенной части вертолета, возник пожар, в течение нескольких секунд охвативший весь вертолет, который впоследствии, за исключением отделившейся при ударе о землю и находившейся в стороне хвостовой балки с хвостовым редуктором и рулевым винтом, полностью сгорел. Двое взрослых пассажиров получили травмы средней степени тяжести, ребенок (10 лет) получил легкие травмы. Остальные пассажиры и экипаж погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 5 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22768
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.07.1983
Заводской номер ВС 98311559
Наработка ВС (часы) 2358
Наработка ВС (циклы) 4954
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Адлерская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что возникновение и развитие особой ситуации в полете явилось следствием разрушения косозубого цилиндрического зубчатого колеса 7971.0066 главного редуктора ВР-8А. По заключению ГосНИИ ГА, разрушение зубчатого колеса носит усталостный характер, началом развития усталости является одно из отверстий диаметром 12 мм под съемник в диафрагме. Разрушение зубчатого колеса с качеством материала не связано и обусловлено снижением усталостной прочности. Обнаружено наличие резкого кольцевого уступа, не предусмотренного по чертежу, проходящего через отверстие под съемник, следов грубой механической обработки на кромках этих отверстий и на цилиндрической поверхности отверстия, по которому произошло разрушение, а также отсутствие требуемого скругления задней кромки этого отверстия. Это позволяет считать, что снижение усталостной прочности материала зубчатого колеса обусловлено влиянием отмеченных производственных дефектов, послуживших концентраторами напряжений. Разрушение зубчатого колеса имело длительный усталостный характер (трещина до достижения критической величины развивалась около 300 часов). Общая наработка зубчатого колеса 4057 часов.
    При последнем ремонте на заводе №404 ГА (08.09.87 г.) узел ведомого зубчатого колеса 7971.0220 не разбирался вследствие невыполнения бюллетеней С79-399БР-Г от 02.04.84 г. и С79-465БР-7 от 31.12.86 г., что обусловлено недостатками ремонтной документации на данный период времени. Наработка ппр узла составила 458 часов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной авиационного происшествия явилось разрушение в полете главного редуктора ВР-8А вследствие усталостного разрушения узла ведомого косозубого колеса 7971.0220 из-за возникновения усталостной трещины в одном из отверстий под съемник стенки диафрагмы зубчатого колеса 7971.0066. Возникновение усталостной трещины обусловлено производственными дефектами, допущенными при изготовлении зубчатого колеса на Пермском производственном объединении "Моторостроитель" им. Я.М.Свердлова.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.