Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Особое происшествие с Ту-114 МУТА ГВФ в а/п Внуково
 
  Тип происшествия:  чрезвычайное происшествие
Дата:  07 августа 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (Внуково)
Тип ВС:  Ту-114
Регистрация ВС:  СССР-76479
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ)
 


Описание
    Самолет Ту-114 №76479 МУТА ГВФ прибыл 6 августа 1962 г в а/п Внуково рейсом №902 из Хабаровска. В этот же день он обслужен по регламенту послеполетного техобслуживания сменой №3 цеха №4 ЛЭРМ Внуково. После проведения послеполетного обслуживания самолет поставлен в наряд на 7 августа.
    Утром 7 августа самолет перед рейсом обслуживался сменой №2 цеха №4 ЛЭРМ Внуково. Согласно записям в бортжурнале и показаниям технического состава, никаких работ с переключением управления шасси не проводилось и не предусматривалось регламентами послеполетного и предполетного обслуживания, а, следовательно, крышка переключателя не должна была открываться.
    На самолет прибыл бортинженер для предполетного осмотра и опробования двигателей. Не убедившись, что переключатель управления шасси стоит в положении «нейтрально» и не выяснив причины выключения автоматов защиты сети на панели летчиков, он включил два верхних ряда АЗС, расположенных на указанной панели, в том числе АЗС управления электродвигателями шасси. После включения АЗС бортинженер почувствовал незначительное передвижение самолета. Услышав крик авиамеханика: «Убирается шасси!», он перевел переключатель управления шасси в положение «нейтрально», но приостановить уборку шасси не удалось. Основные ноги шасси продолжали складываться на уборку, при этом разрушились стабилизирующие подкосы и другие элементы шасси. Передняя нога шасси осталась в выпущенном положении, а самолет упал на фюзеляж и плоскости. В момент происшествия вес самолета с полной заправкой топлива составлял 148000 кг.
    В результате падения на бетон самолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит:
    - излом фюзеляжа между 31-33 шпангоутами;
    - разрушение нижней части фюзеляжа, начиная от 72 шпангоута до хвостовой опоры включительно;
    - разрушение правой части стабилизатора и руля высоты;
    - деформация мотогондол двигателей и гондол шасси;
    - деформация и частичное образование трещин на силовых элементах крыла;
    - на больших участках обшивки фюзеляжа и крыла имеются остаточные деформации в виде гофра и деформации продольных и поперечных элементов конструкции;
    - разрушена и деформирована проводка управления;
    - разрушены силовые элементы основных ног шасси.
    Кем был установлен в положение «уборка» переключатель управления шасси установить не удалось.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия чрезвычайное происшествие
Фаза полета на стоянке
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-114
Регистрационный номер (id) ВС СССР-76479
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1962
Заводской номер ВС 62М445
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной складывания шасси самолета явилось невыполнение бортинженером требований «Временного РЛЭ и техники пилотирования Ту-114» при предполетной подготовке самолета, выразившееся в том, что он не проверил положение переключателя управления шасси и включил автоматы защиты сети на щитке, не выяснив причины их выключения.
    Способствующие причины:
    1) Конструктивные недостатки:
    - отсутствие на самолете Ту-114 устройства, исключающего уборку шасси на стоянке в случае включения питания на электродвигатели шасси МПШ-18МТ;
    - наличие небольшого угла отклонения переключателя управления шасси от положения «нейтрально» в стороны положений «уборка» и «выпуск», затрудняющее определение его истинного положения на панели;
    - окраска переключателя управления шасси в черный цвет, не выделяющая его на черной панели;
    - отсутствие фиксации гашетки переключателя управления шасси в нейтральном положении.
    2) Отсутствие должной организации и порядка при техническом обслуживании самолетов в ЛЭРМ Внуково.
    3) Безответственное отношение к проверке знаний, подготовки бортинженеров и допуска их к самостоятельной работе в подразделениях, эксплуатирующих самолеты Ту-114.
    4) Отсутствие должного контроля со стороны руководства МУТА ГВФ за технической эксплуатацией и организацией технического обслуживания самолетов Ту-114.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     После происшествия издан приказ начальника ГУ ГВФ о передаче самолета в качестве учебного экспоната в Киевский институт ГВФ. Приказ впоследствии отменен в связи с невозможностью транспортировки самолета из Москвы в Киев.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.