Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Украинского УГА в Харьковской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 февраля 1988 г.
Время:  08:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Харьковская область, 2,5 км западнее дер. Ефремовка Первомайского района
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20919
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Сумской ОАО
 


Описание
    Пилот вертолета Сумского ОАО выполнял транспортно-связной полет с вахтовой бригадой от цеха заказчика по маршруту Ефремовка (Первомайский район Харьковской области) - Мелиховка (Нововодолажский район Харьковской области) протяженностью около 13 км. В 08:00, перед вылетом, пилот получил по телефону следующий прогноз погоды: ветер 140° 5 м/с, видимость 800 м, туман, морось, 10 баллов слоистой облачности высотой 80 м, в облаках и осадках сильное обледенение. Прогноз не соответствовал выполнению полетов по ПВП. Однако пилот, в нарушение п. 5.5.12.1 НПП ГА-85, принял решение на выполнение полета без оформления заявки, полетной документации и доклада службе УВД, а также без барографа.
    Взлет произведен в 08:17 мск. Через 3-5 минут после взлета пилот попал в условия, исключающие визуальный полет. В процессе разворота на обратный курс пилот допустил снижение вертолета с вертикальной скоростью до 7 м/с с уменьшением поступательной скорости до 70 км/ч. Вертолет столкнулся с землей и разрушился. Пилот и один пассажир погибли, остальные пять пассажиров доставлены в больницу с тяжелыми травмами, где трое из них впоследствии скончались.
    По показаниям оставшихся в живых пассажиров, в режиме некоординированного разворота возникла сильная тряска вертолета (наиболее вероятная причина этого - обледенение ВС). Не исключается перевод вертолета на режим самовращения несущего винта. Запоздалые и неграмотные действия командира вертолета способствовали развитию аварийной ситуации. Дальнейшие энергичные меры пилота по выводу вертолета в режим горизонтального полета неоднократным взятием рычага «шаг-газ» на себя привели к перетяжелению несущего винта, увеличению вертикальной скорости снижения и усугубили ситуацию, которая из аварийной перешла в катастрофическую. Вертолет с большой поступательной и вертикальной скоростью столкнулся с землей.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 6 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20919
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.04.1984
Заводской номер ВС 52860124
Наработка ВС (часы) 1791
Наработка ВС (циклы) 3699
Силовая установка 4711684123 371671258


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Сумской ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Данная катастрофа явилась прямым следствием предшествующих грубых нарушений и неумелых действий КВС, которые исключили запрет на полет службой движения из-за неведения связи с органами УВД, позволили производить полет на высоте ниже безопасной при отсутствии на борту барографа и использовать нерекомендованные РЛЭ режимы полета.
    В основе АП лежит личная недисциплинированность пилота, выразившаяся в принятии решения на вылет при прогнозируемых метеоусловиях, не соответствующих ПВП, и низкий уровень организации контроля полетов при выполнении авиационных работ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение (формулировка комиссии по расследованию): причиной катастрофы является перетяжеление несущего винта в полете, допущенное пилотом при выходе из метеоусловий, не соответствующих ПВП, что привело к столкновению вертолета с заснеженной поверхностью земли.
    Заключение (формулировка из Приказа министра ГА СССР): причиной авиационного происшествия явился низкий уровень дисциплины КВС, выразившийся в самостоятельном принятии решения на вылет при метеоусловиях, не соответствующих его минимуму, что привело к потере пространственного положения, перетяжелению несущего винта и последующему столкновению с земной поверхностью
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.