Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Восточно-Сибирского УГА в Каларском районе Читинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 февраля 1988 г.
Время:  12:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, Каларский район, район реки Куда-Малая, 53 км северо-восточнее Муи
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-63816
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту а/п Чара - район реки Куда-Малая по обслуживанию оленеводческой бригады №5 совхоза «Чарский». Взлет в а/п Чара произведен в 06:26 мск. На борту находилось 5 пассажиров, в том числе двое детей, и 420 кг груза (домашние вещи). Посадка планировалась на стойбище бригады №5 в районе реки Куда-Малая. Полетный вес и центровка вертолета соответствовали установленным нормам. Прогнозируемая и фактическая погода по району полета не препятствовали его выполнению.
    На снижении при заходе на посадку в районе реки Куда-Малая днем в простых метеоусловиях произошел отказ продольного управления. Вертолет перешел в неуправляемое снижение, столкнулся со склоном горы крутизной около 45° на высоте 975 м в распадке реки Куда-Малая и полностью разрушился. Экипаж и пассажиры погибли. Пожара не было. Катастрофа произошла в 07:18 мск в 53 км с А=70° от н.п. Муя (56°39’30”СШ, 116°27’20”ВД).
    Комиссия установила, что через 40 минут полета вертолет был переведен на снижение с высоты 2700 м. На 52-й минуте полета, на удалении 1,5 - 2 км от посадочной площадки, в процессе выполнения захода на площадку с целью ее осмотра у вертолета появились самопроизвольные колебания по тангажу, что привело к возникновению аварийной ситуации. С целью выполнения вынужденной посадки на относительно ровную площадку, расположенную в долине реки, экипаж выполнил левый разворот. Однако в силу потери продольного управления вертолет одновременно с входом в левый разворот самопроизвольно перешел на кабрирование с завалом автомата перекоса назад, что сопровождалось энергичным гашением поступательной скорости. В дальнейшем неуправляемый в продольном отношении вертолет под воздействием аэродинамических и инерционных сил и моментов перешел на пикирование, с большой вертикальной скоростью и отрицательным углом тангажа около 90° столкнулся с землей и разрушился.
    При осмотре элементов конструкции вертолета на месте АП обнаружено рассоединение качалки продольного управления в добустерной части с качалкой управления командным золотником гидроусилителя БУ-10П продольного управления. Рассоединение произошло из-за выпадения соединительного болта. Организованными поисками болт, шайба, гайка и шплинт не обнаружены.
    26 ноября 1987 г на данном вертолете на оперативной точке Чара производилась замена гидроусилителя продольного управления авиатехником, не имеющим допуска к самостоятельному выполнению этих работ, и без соответствующих на то указаний и контроля со стороны авиатехника-бригадира, ОТК и инженерного состава АТБ. На оперативной точке отсутствовали технология на замену гидроусилителя и тарировочные ключи для затяжки соединений. Прибывшим на оперативную точку (3 декабря) для контроля выполнения технического обслуживания по Ф-3 другим авиатехнтиком-бригадиром грубейшие нарушения требований технологических указаний на замену гидроусилителя своевременно выявлены не были, что и привело к отказу продольного управления в полете. Наработка гидроусилителя после замены составила 128 часов 35 минут.
    Наиболее вероятной причиной выпадения соединительного болта комиссия рассматривала установку в соединении шплинта меньшего диаметра, чем требуемый, но подтверждения этому не найдено и в заключение комиссии эту формулировку было решено не включать.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-63816
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1967
Заводской номер ВС 06188
Наработка ВС (часы) 8149
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б94263016


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Чара
Конечный пункт маршрута Чара


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: в полете произошел отказ продольного управления вертолетом из-за рассоединения в добустерной части качалки продольного управления с качалкой управления командным золотником гидроусилителя БУ-10П продольного управления. Причиной рассоединения в данном узле послужил низкий уровень технологической дисциплины исполнителей при замене гидроусилителя продольного управления БУ-10П и отсутствие контроля за производством работ в АТБ Нижнеудинского ОАО.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа вертолета произошла по причине потери продольной управляемости в полете из-за выпадения соединительного болта в добустерной части качалки продольного управления с качалкой управления командным золотником гидроусилителя БУ-10П продольного управления. Выпадение болта произошло в результате нарушения п.10.2.3 НТЭРАТ ГА-83 и «Технологических указаний по выполнению регламентных работ на вертолете Ми-4».


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     По результатам расследования данной катастрофы было принято решение прекратить эксплуатацию и списать все оставшиеся вертолеты Ми-4
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.