Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Як-40 Казахского УГА в а/п Павлодар
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  09 сентября 1990 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Павлодар
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87914
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Павлодарский ОАО
 


Описание
    При подходе к а/п Павлодар экипаж получил указание диспетчера круга об изменении курса со 140° на 115° с целью создания необходимого продольного интервала с другим заходившим на посадку самолетом. Обнаружив визуально этот самолет, заходивший на посадку с прямой, КВС преждевременно приступил к развороту для выхода на предпосадочную прямую с последующим выполнением S-образного маневра с креном 30° для обеспечения продольного интервала. Аэродром Павлодар имел две параллельно расположенные ВПП, грунтовую и искусственную. После пролета ДПРМ КВС запросил разрешения на посадку на ГВПП, но получил ответ «Посадка дополнительно». Перед пролетом БПРМ самолет находился в посадочном положении относительно ИВПП из за пределами зоны допустимых боковых отклонений относительно ГВПП. Наблюдая на ИВПП приземлившийся самолет, экипаж вновь запросил разрешение произвести посадку на ГВПП и одновременно выполнил на нее доворот, не получив разрешения диспетчера. После освобождения ИВПП диспетчер разрешил посадку на эту полосу. В этот момент Як-40 находился на удалении 300 м от торца ИВПП и в 51 м левее ее оси на высоте 50 м. Отклонения параметров его полета превышали предельно допустимые для посадки на ИВПП. Однако вместо ухода на второй круг КВС с креном 18° выполнил доворот на ИВПП, в процессе которого самолет пересек торец ИВПП с уклонением вправо от ее оси. Экипаж произвел довыпуск закрылков на угол 35° на высоте 15 м при наличии крена. Приземление произошло на правую половину ИВПП на расстоянии 7-10 м от ее края с незначительным левым креном и под углом 19° влево относительно ее оси на скорости 205 км/ч при вертикальной скорости снижения 2,5 м/с с опережением на переднюю опору шасси. После первого касание произошло отделение самолета. КВС парировал отклонением руля высоты вниз до 22°. Повторное касание произошло через 30 м. Через 2 сек после второго касания в момент пересечения осевой линии ВПП КВС с целью предотвращения выкатывания влево резко переложил руль в крайнее правое положение, что привело к энергичному развороту самолета вправо с последующим сходом с ВПП вправо и неуправляемому движению в направлении перрона. Во избежание лобового столкновения КВС применил раздельное торможение колес с отворотом влево, что оказалось неэффективным. На скорости 105 км/ч самолет левой плоскостью столкнулся с самолетом Як-40 СССР-87451, который от удара разрушился на две части. Оба самолета восстановлению не подлежали. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 18 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87914
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 9730355
Наработка ВС (часы) 17930
Наработка ВС (циклы) 12388
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Павлодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Павлодар
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной АП БЧЖ явилось столкновение самолетов Як-40 №87914, совершившего посадку, и №87451, находившегося на стоянке, из-за бокового выкатывания за пределы ВПП самолета №87914 вследствие сочетания следующих факторов, связанных с отклонениями в действиях экипажа и органов УВД при выполнении визуального захода и посадки:
    - принятия экипажем решения о посадке на грунтовую ВПП при заходе на ИВПП без соответствующей подготовки и в нарушение Инструкции по производству полетов на а/д Павлодар, что привело к необходимости устранения чрезмерных боковых уклонений самолета в условиях дефицита времени;
    - неоднократного игнорирования экипажем необходимости ухода на второй круг при неготовности к посадке, в том числе и при отсутствии разрешения диспетчера о посадке на установленных рубежах, что не позволило предотвратить посадку самолета со значительными отклонениями как по продольному, так и по боковому каналам;
    - недостатков УВД на а/д Павлодар, связанных с несвоевременной и неправильной выдачей разрешения на посадку при нахождении самолета на удалении менее 1000 м от торца ВПП;
    - ошибок экипажа при пилотировании самолета на посадке и пробеге, связанных с неправильными действиями по предотвращению «козления» и бокового выкатывания самолета, не применения реверса на пробеге.
    Авиационному происшествию способствовало отсутствие в МГА СССР нормативных документов, регламентирующих правила, методику и технологию выполнения визуального захода на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.