Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ в а/п Свердловск (Кольцово)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  15 декабря 1952 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4551
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
 


Описание
    15 декабря 1952 г. в районе а/д Кольцово производились учебно-тренировочные полеты 4 УТО Свердловской авиагруппы Западно-Сибирского ТУ ГВФ. Очередной вылет самолета Ли-2 Л-4551 с а/д Кольцово произведен в 17:32. На борту в пилотской кабине находились: на левом сиденье – командир корабля-стажер, на правом сиденье – командир корабля-инструктор, бортмеханик и бортрадист. В пассажирской кабине находились командир корабля и второй пилот.
    Прогноз погоды, выданный АМСГ а/п Кольцово, в этот день никакие опасные метеоявления по району аэропорта не предусматривал. В бюллетене погоды сроком действия с 12 до 18 часов, выданному пилоту-инструктору перед началом тренировочных полетов, прогнозировалось: облачность 5-9 баллов высотой 600-1000 м, снег, видимость 4-10 км. Между тем, стартовым нарядом и экипажами прилетающих самолетов было замечено образование над аэродромом тонкого слоя облачности на высоте 10-15 м, которая постепенно сгущалась, а толщина слоя увеличивалась.
    В 17:40 на аэродроме произвел посадку экипаж зондировочного самолета, который сообщил руководителю полетов и синоптику АМСГ о наличии над аэродромом облачности с высотой нижней кромки 10-15 м и границы верхней кромки на высоте 50 м. Заместитель начальника аэропорта по летной службы, с санкции командира Свердловской авиагруппы, в 17:50 закрыл аэродром. Все находившиеся в воздухе рейсовые самолеты, следовавшие в Кольцово, были направлены на запасные аэродромы, где и произвели благополучные посадки. Руководитель полетов, зная о закрытии аэродрома, вопреки здравому смыслу, в нарушение НПП ГА-51 и Инструкции по производству полетов в а/п Кольцово дал разрешение экипажу Ли-2 Л-4551, производившему тренировочные полеты в районе аэродрома, произвести посадку на закрытый по метеоусловиям а/д Кольцово, обосновывая свои безрассудные действия тем, что пилот-инструктор имеет большой опыт и отлично знает аэродром.
    При первом заходе на посадку по ОСП самолет отклонился вправо от ВПП. Снизившись до высоты 15-20 м, командир корабля вынужден был уйти на второй круг, так как земля не просматривалась. Руководитель полетов, увидев самолет только на малой высоте, дал указание произвести повторный заход на посадку. При этом руководитель полетов приказал снизиться до высоты 20 м и обозначить себя включением фар.
    При повторном заходе на посадку, после пролета БПРС, пилот-инструктор стал снижаться вне видимости земли до высоты 20 м. На этой высоте, находясь в тумане, экипаж включил фары, в результате чего создался экран, который затруднил обзор экипажу. Самолет, уклоняясь вправо и пролетев 400 м от БПРС, ударился правой плоскостью о телефонный столб и, пролетев еще 300 м, упал в расположение бензосклада и сгорел. Экипаж получил ушибы, бортмеханик и бортрадист – ожоги.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4551
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1948
Заводской номер ВС 18430206
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария явилась следствием неудовлетворительного состояния дисциплины и порядка в руководстве полетами в а/п Кольцово: руководитель полетов принимал самолет на закрытый аэродром при полной возможности посадки на запасной аэродром, дал неправильное приказание произвести снижение самолета в сложных метеоусловиях до высоты 20 м и включить фары при наличии тумана.
    Пилот-инструктор, в нарушение НПП ГА-51, дважды допускал снижение самолета до высоты ниже 50 м при заходе на посадку вне видимости земли и не потребовал разрешения руководителя полетов уйти на запасной аэродром, проявив излишнюю самоуверенность.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.