Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Казахского управления ГВФ в Кустанае
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  16 октября 1950 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Кустанайская область, 600 м от а/п Кустанай
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4532
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское управление ГВФ
 


Описание
    В 18:00 мск экипаж 7 АТО Казахского управления ГВФ в составе командира корабля, инструктора-пилота, второго пилота, бортмеханика и бортрадиста, выполняя рейс по маршруту Москва – Алма-Ата – Москва, вылетел из Актюбинска в Кустанай для продолжения рейса. На борту находилось 1602 кг груза и почты.
    Выданный Актюбинской АМСГ прогноз погоды по маршруту Актюбинск – Кустанай с 18 до 21 часа предусматривал: облачность 5-9 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м и средняя. Видимость 4-10 км, ветер северо-восточный 30-40 км/ч. В а/п Кустанай с 20 до 21 часов: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, высотой 1000-1500 м и средняя, без осадков. Видимость 4-10 км, дымка, ветер северный 4-6 м/с.
    Прогноз погоды, составленный в Кустанайской АМСГ для района а/п Кустанай и врученный в 15:38 начальнику Кустанайской АДС, предусматривал: с 18:00 16 октября до 06:00 17 октября ясно, дымка, видимость 2-4 км, ветер слабый, в конце срока видимость 1-2 км.
    Полет проходил на эшелоне 1800 м визуально. Пилотировали самолет командир корабля и второй пилот. Пилот-инструктор находился в пассажирской кабине и временами заходил в пилотскую кабину.
    В 20:10 самолет вошел в зону а/п Кустанай и экипаж установил радиосвязь по командной радиостанции с диспетчером АДС, который передал: «Подход на высоте 600 метров разрешаю, условия посадки: давление 761,6 мм рт.ст., ветер северо-северо-западный 3 м/с, посадочный курс 225°». Об условиях видимости экипаж сведений не получил, хотя к 20:00 аэродром внезапно закрыло плотным туманом, который удержался до 12:45 17 октября. Никаких мер и.о. начальника аэропорта, начальником АДС и диспетчером РДС к возврату самолета в Актюбинск до подхода его к Кустанаю принято не было.
    В 20:25, когда самолет уже находился над аэродромом и командир корабля сообщил, что не видит старта, диспетчер передал экипажу: «туман, видимость 700 метров». С разрешения и.о. начальника аэропорта (руководителя полетов) командир корабля стал производить заходы на посадку с использованием ВУСП. Пилот-инструктор в это время находился на правом сиденье, но в управление самолетом не вмешивался. Ввиду плохой работы стартовой командной радиостанции, все указания экипажу по заходам на посадку передавались руководителем полетов через радиостанцию командной вышки, поэтому эти команды сильно запаздывали.
    После двух неудачных заходов руководитель полетов приказал экипажу следовать для посадки в Атбасар, но пилот-инструктор не выполнил этого приказания, мотивируя недостатком горючего, и принял неправильное решение производить посадку в а/п Кустанай на закрытый туманом аэродром. Сведения об остатке горючего, переданные с борта самолета, были занижены на 200 литров и фактического запаса горючего вполне хватало бы для полета в Атбасар.
    Руководитель полетов после этого не настаивал на выполнении своего приказа и командир корабля продолжал производить заходы на посадку, снижаясь временами до высоты 8-10 м и уклоняясь, как правило, влево от посадочной полосы. В процессе заходов экипаж передавал на землю о плохой работе ДПРС и о неустойчивости, вследствие этого, показаний радиокомпаса. Однако, никаких мер по улучшению работы радиостанции никем принято не было.
    С 20:25 до 22:35 было сделано семь заходов, при этом пилотировал самолет командир корабля, не допущенный к производству самостоятельных ночных полетов даже в простых метеоусловиях, а инструктор только иногда вмешивался в управление моторами при уходе на второй круг. На седьмом, наиболее удачном по направлению заходе, инструктор дал газ моторам для ухода на второй круг, при этом самолет уклонился влево, сбил левым крылом столб электролинии и упал на землю. Экипаж невредим. Самолет разбит на 100%.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4532
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18430009
Заводской номер ВС 1948
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Актюбинск
Пункт назначения Кустанай
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Алма-Ата


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии явились:
    1) Неудовлетворительное руководство приемом самолета в а/п Кустанай.
    2) Неудовлетворительная работа приводных радиостанций ВУСП, особенно ДПРС.
    3) Недисциплинированность и зазнайство пилота-инструктора, который, будучи старшим в экипаже, передоверил управление самолетом командиру корабля, не имевшему допуска к ночным полетам, и не взял управление на себя даже при производстве посадки в исключительно сложных метеоусловиях.
    4) Неоправдавшиеся прогнозы погоды, выданные Актюбинской и Кустанайской АМСГ, не предусматривавшие туман. Штормовое предупреждение о появлении тумана Кустанайской АМСГ своевременно составлено не было.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.