Экипаж 28 АТО Северного управления ГВФ выполнял рейс Ленинград – Архангельск.
Погода по маршруту Ленинград – Архангельск прогнозировалась следующая: с 12 до 16 часов облачность слоисто-дождевая и разорванно-дождевая высотой 200-300 м, дождь, снег, видимость 2-4 км, ветер западный 60-70 км/ч с переходом на участке Петрозаводск – Архангельск в юго-восточный 40-50 км/ч. В облаках и осадках обледенение.
По а/п Архангельск от 15 до 16 часов предусматривалось: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорванно-дождевая высотой 100-200 м, снег, видимость 2-4 км, ветер юго-восточный 7-10 м/с.
В 12:00 самолет вылетел из а/п Шоссейная. На борту находилось 1520 кг груза и 1 пассажир. Общий полетный вес при вылете составлял 11263 кг.
После взлета командир корабля стал производить набор заданной высоты 1800 м. На высоте 400-500 м самолет вошел в облачность и последующий набор высоты происходил в условиях небольшого рему. С высоты 1500 м началось слабое обледенение самолета, продолжавшееся и на высоте заданного эшелона полета. Имея малый опыт полетов в облачности, командир корабля решил продолжить набор высоты для выхода из облаков и зоны обледенения. К этому времени экипаж связь с АДС а/п Шоссейная прекратил, а с РДС Ленинграда связи не установил, таким образом, изменение эшелона полета было произведено самовольно.
На высоте 2000 м обледенение самолета прекратилось, но самолет из облачности не вышел и командир корабля продолжил набор высоты, желая выполнять полет над облачностью. Вследствие того, что набор высоты производился на предельно малой скорости, самолет на высоте 2400 м свалился на левое крыло. В дальнейшем, в результате недостаточной подготовленности для выполнения слепого полета и полной растерянности командира корабля и второго пилота, самолет никем не управлялся и беспорядочно падал. Поступательная скорость самолета при этом доходила до 350 км/ч, а скорость снижения до 15 м/с. Струей воздуха была сорвана крышка верхнего люка пилотской кабины, что усугубило обстановку. Потеряв всякую уверенность в управлении самолетом, командир корабля на высоте около 1500 м дал команду бортмеханику выключить моторы, что им было немедленно выполнено при помощи аварийного выключателя. На высоте 300-400 м самолет вышел из облачности в режиме пикирования и с креном. Сориентировавшись в пространственном положении самолета, командир корабля на высоте 50 м вывел самолет из пикирования и крена и вынужден был произвести посадку прямо перед собой, так как моторы были выключены. При посадке с убранными шасси на мелкий кустарник самолет потерпел аварию. Экипаж невредим.
|