Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Узбекского управления ГВФ в районе а/п Актюбинск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 декабря 1949 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, район а/п Актюбинск
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4719
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    Выполняя рейс Москва – Ташкент, экипаж 30 АТО Узбекского управления ГВФ в 14:21 произвел посадку в а/п Куйбышев и после предполетной подготовки самолета и экипажа в 15:14 вылетел в Актюбинск. Полетный вес 10448 кг не превышал установленный. Пассажиров на борту не было.
    Согласно выданному АМСГ Куйбышев прогнозу погоды, по а/п Актюбинск с 16:30 до 17:30 предусматривалось: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 300-600 м, снег, видимость 4-10 км, ветер восточный 5-7 м/с. Такая же погода, с указанием об обледенении в облачности, давалось по всему маршруту от Куйбышева до Актюбинска.
    Вследствие сильного обледенения самолета на высоте 1800 м, с разрешения Куйбышевской РДС, экипаж увеличил эшелон полета до 2400 м и на этой высоте продолжал полет.
    В 17:08 на борт передано разрешение на вход в зону АДС а/п Актюбинск и снижение до высоты 1800 м. Перед входом в зону АДС экипаж не мог осуществлять радиосвязь с командной радиостанцией из-за обледенения антенн в сильном снегопаде. Микрофонная связь с Актюбинской РДС поддерживалась только по связной радиостанции.
    Снизившись до высоты 900 м, экипаж передал о наличии сильных помех радиоприему и перешел на связь с командной радиостанцией а/п Актюбинск. В 17:54 экипаж пробил по схеме облачность на высоте 500 м, выполнил контрольный круг на высоте 300 м, установил связь со стартовой радиостанцией и стал заходить на посадку.
    Погода в районе аэродрома в этот момент была следующей: облачность 10 баллов высотой 750-800 м, видимость 4 км, ветер юго-юго-восточный 4 м/с, снег.
    На аэродроме был выложен ночной старт, при котором до прилета экипажа было принято 4 самолета Ли-2, при этом никаких жалоб от экипажей на обеспечение посадок не было.
    В течение всего полета от Москвы до Актюбинска командир корабля самовольно управлял самолетом с правого сиденья, не будучи оттренированным и допущенным для этого в ночных полетах. На левом сиденье находился второй пилот-стажер.
    При выходе на прямую после четвертого разворота на высоте 150 м самолет планировал с перелетом и уклонением влево от линии посадочных огней. Для исправления допущенной экипажем ошибки со старта была дана команда «довернуть вправо», а затем было приказано уйти на второй круг. Вместо того, чтобы выполнить это приказание, экипаж, выпустив щитки и включив фары, производил планирование на посадку. Увлекшись уточнением расчета по направлению, пилоты допустили уменьшение скорости планирования, вследствие чего в момент дачи полного газа моторам для ухода на второй круг самолет с высоты около 60 м свалился на левое крыло. Непосредственно у самой земли экипажу удалось вывести самолет в нормальное положение и установить режим набора высоты с курсом, обратным посадочному. На высоте 300 м пилоты поменялись местами и командир корабля стал управлять самолетом с левого сиденья.
    В 18:10 экипаж уточнил через командную радиостанцию барометрическое давление, сделал полет по кругу и, получив разрешение с земли, стал вновь заходить на посадку. Начальник аэропорта и и.о. заместителя командира 30 АТО, ранее тренировавший командира корабля, не выяснили у экипажа причин потери скорости самолета и, давая разрешение на второй заход для посадки, не дали никаких указаний о предупреждении повторения допущенной ошибки.
    Вторично планируя на посадку, на высоте около 50 м экипаж выпустил щитки и включил фары. До высоты 15-20 м командир корабля производил подтягивание самолета моторами, так как самолет планировал с недолетом. Подтягивание производилось на малой скорости и повышенной мощности моторов. После прекращения подтягивания самолет быстро потерял скорость, свалился на крыло и в 530 м до посадочного «Т» ударился о землю. Самолет разбит на 100%. Штурман получил перелом ноги, остальные члены экипажа – ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4719
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куйбышев
Пункт назначения Актюбинск
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной аварии является нарушение командиром 30 АТО приказа ГУ ГВФ №156-48 г. Командир корабля не был оттренирован ночью в полном соответствии с требованиями этого приказа и был допущен им к самостоятельной рейсовой работе ночью после аэродромной тренировки в нормальных метеоусловиях и после одного ночного провозного полета по трассе Москва – Ташкент продолжительностью 10 часов вместо положенных 46 часов. После более чем месячного перерыва в ночных полетах командир корабля был выпущен в ночной рейс без проверки техники пилотирования ночью, в нарушение §114 НПП-47. Со стороны командира корабля в полете была проявлена недисциплинированность и излишняя самоуверенность, выразившаяся в том что он самовольно пилотировал самолет в ночном полете с правого сиденья, а на левое сиденье посадил малоопытного второго пилота. Как и при первом, так и при втором заходе на посадку пилотами была допущена одна и та же ошибка в технике пилотирование уменьшение скорости самолета при планировании, вследствие своей недоученности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.