 |
 |
 |
Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 апреля 1974 г.
Время: 18:07
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, Близ а/п Пулково
Тип ВС: Ил-18В
Регистрация ВС: CCCP-75559
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 67 летного отряда выполнял рейс вне расписания по маршруту Ленинград-Запорожье-Краснодар. На борту находились 98 взрослых пассажира и 4 ребенка. В 18:00:08 экипаж начал взлет с МК=279°. Через 1 минуту КВС доложил о выполнении взлета, получил и подтвердил условия выхода из зоны аэропорта. Через 2,5 минуты на первом развороте он доложил: «Загорелось табло «пожар 4-го двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся» и, продолжая разворот, по указанию диспетчера стал заходить на посадку с МК=279°. В середине второго разворота (через 2 мин. 53 сек. после взлета) КВС доложил: «4-ый двигатель во флюгере». В начале третьего разворота (через 5 мин. 12 сек. после взлета) КВС запросил пожарную машину для встречи самолета, а в конце разворота (через 5 мин. 55 сек. после взлета) доложил: «Двигатель 4-ый горит». Пожар в районе 4-ой силовой установки наблюдался на предпосадочной прямой многими очевидцами. За 5-7 секунд до падения интенсивность пожара возросла. После четвертого разворота самолет снижался по заданной глиссаде с выпущенными шасси, ДПРМ прошел на установленной высоте и скорости, точно по курсу. Не долетая около 2,5 км до торца ВПП, КВС доложил: «Падаем, конец». Самолет перешел в резкое кренение на правое крыло с опусканием носа и в перевернутом положении в 18:07:24 столкнулся с землей с отрицательным углом тангажа под углом 60° без крена в 2 480 м от торца ВПП и в 242 м правее ее оси (в поле рядом с полотном железной дороги). Радиус разброса обломков составил 30 м. Шасси были выпущены, закрылки установлены на 30°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
102 |
102 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18В |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-75559 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
15.10.1964 |
Заводской номер ВС |
184007703 |
Наработка ВС (часы) |
18358 |
Наработка ВС (циклы) |
7501 |
Силовая установка |
С2335306 С2415213 Н2335255 Н2715078 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленинград (Пулково) |
Пункт назначения |
Запорожье |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Пулково) |
Конечный пункт маршрута |
Краснодар (Пашковская) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Экипажем были приняты меры к быстрейшему заходу на посадку с курсом 279°: полет на высоте 400 м (вместо 600 м по схеме); ширина «коробочки» составляла 4,2 км вместо 12 км по схеме; третий разворот выполнен раньше обычного, что обеспечило выход из четвертого разворота на удалении 6 км вместо 12-14 км по схеме. В результате полет по «коробочке» продолжался 7 мин. 16 сек. вместо 12-14 минут. Экипаж действовал в соответствии с РЛЭ, спокойно, мужественно. Часть диска III ступени турбины обнаружена в районе выполнения самолетом первого разворота после взлета. На 4-й силовой установке диск отсутствует и имеются пробоины на корпусе турбины в районе его расположения. Мелкие обгоревшие элементы конструкции капота, гондолы и противопожарной перегородки двигателя, а также части закрылка были найдены до места падения самолета по линии полета.
Все разрушения силовых элементов конструкции самолета произошли в результате удара о землю. Проводка управления элеронами, правый закрылок и его трансмиссия в районе 4-й СУ находились в зоне пожара и вследствие их полного разрушения фактическое их состояние перед столкновением с землей установить не представилось возможным.
Фактическая погода (облачность 8 баллов, видимость 10 км, ветер 320° 7 м/с) не вносила усложнений в выполнение полета и заход на посадку.
Пожар возник в результате разрушения диском турбины топливно-масляных трубопроводов. Первая очередь системы пожаротушения сработала автоматически. Вторая очередь не сработала.
Двигатель АИ-20К №Н2715078 наработал с начала эксплуатации 10667 часов при назначенном ресурсе 12000 часов. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы является пожар 4-й силовой установки, вызванный разрушением диска третьей ступени турбины двигателя. В результате пожара произошло выгорание части выпущенного на 30° закрылка в зоне его подъемника с последующей уборкой оставшейся части закрылка под действием аэродинамических сил. Это привело к прогрессирующему кренению самолета и последующему перевороту, несмотря на полное отклонение штурвала на вывод из крена.
Разрушение диска III ступени турбины двигателя АИ-20К № Н2715078 носит статический характер и является следствием постепенного развития трещины. При исследовании установлено, что материал разрушенного диска имеет пониженные механические свойства.
Причина разрушения диска установлена не однозначно:
по заключению ГосНИИ ГА причиной является сочетание следующих факторов:
а) особенностей исходного состояния материала диска, заключающегося в пониженном, по сравнению с нормами ЧМТУ ЦНИИ ЧМ 937-63 сопротивлении длительному статическому разрушению при температуре 650° С и давлении 65 кг/мм2, пониженной длительной пластичности и проявлении чувствительности к концентрации напряжений;
б) повышения температурных режимов работы диска по сравнению с расчетно-эксплуатационными.
По заключению ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ МАП и предпр. п/я Г-4561 причиной разрушения диска является его перегрев из-за применения повышенных режимов работы двигателя сверх установленных инструкцией по эксплуатации, а также низкого качества ремонта двигателей на заводе 412 ГА. Следствием перегрева диска явилось снижение его механических свойств в процессе продолжительной работы, приведшей к исчерпанию длительной прочности материала диска. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|