Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 апреля 1974 г.
Время:  18:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, Близ а/п Пулково
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  CCCP-75559
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО
 


Описание
    Экипаж 67 летного отряда выполнял рейс вне расписания по маршруту Ленинград-Запорожье-Краснодар. На борту находились 98 взрослых пассажира и 4 ребенка. В 18:00:08 экипаж начал взлет с МК=279°. Через 1 минуту КВС доложил о выполнении взлета, получил и подтвердил условия выхода из зоны аэропорта. Через 2,5 минуты на первом развороте он доложил: «Загорелось табло «пожар 4-го двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся» и, продолжая разворот, по указанию диспетчера стал заходить на посадку с МК=279°. В середине второго разворота (через 2 мин. 53 сек. после взлета) КВС доложил: «4-ый двигатель во флюгере». В начале третьего разворота (через 5 мин. 12 сек. после взлета) КВС запросил пожарную машину для встречи самолета, а в конце разворота (через 5 мин. 55 сек. после взлета) доложил: «Двигатель 4-ый горит». Пожар в районе 4-ой силовой установки наблюдался на предпосадочной прямой многими очевидцами. За 5-7 секунд до падения интенсивность пожара возросла. После четвертого разворота самолет снижался по заданной глиссаде с выпущенными шасси, ДПРМ прошел на установленной высоте и скорости, точно по курсу. Не долетая около 2,5 км до торца ВПП, КВС доложил: «Падаем, конец». Самолет перешел в резкое кренение на правое крыло с опусканием носа и в перевернутом положении в 18:07:24 столкнулся с землей с отрицательным углом тангажа под углом 60° без крена в 2 480 м от торца ВПП и в 242 м правее ее оси (в поле рядом с полотном железной дороги). Радиус разброса обломков составил 30 м. Шасси были выпущены, закрылки установлены на 30°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 102 102
На земле   0
Всего погибших 109


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75559
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.10.1964
Заводской номер ВС 184007703
Наработка ВС (часы) 18358
Наработка ВС (циклы) 7501
Силовая установка С2335306 С2415213 Н2335255 Н2715078


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Пулково)
Пункт назначения Запорожье
Начальный пункт маршрута Ленинград (Пулково)
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Экипажем были приняты меры к быстрейшему заходу на посадку с курсом 279°: полет на высоте 400 м (вместо 600 м по схеме); ширина «коробочки» составляла 4,2 км вместо 12 км по схеме; третий разворот выполнен раньше обычного, что обеспечило выход из четвертого разворота на удалении 6 км вместо 12-14 км по схеме. В результате полет по «коробочке» продолжался 7 мин. 16 сек. вместо 12-14 минут. Экипаж действовал в соответствии с РЛЭ, спокойно, мужественно. Часть диска III ступени турбины обнаружена в районе выполнения самолетом первого разворота после взлета. На 4-й силовой установке диск отсутствует и имеются пробоины на корпусе турбины в районе его расположения. Мелкие обгоревшие элементы конструкции капота, гондолы и противопожарной перегородки двигателя, а также части закрылка были найдены до места падения самолета по линии полета.
    Все разрушения силовых элементов конструкции самолета произошли в результате удара о землю. Проводка управления элеронами, правый закрылок и его трансмиссия в районе 4-й СУ находились в зоне пожара и вследствие их полного разрушения фактическое их состояние перед столкновением с землей установить не представилось возможным.
    Фактическая погода (облачность 8 баллов, видимость 10 км, ветер 320° 7 м/с) не вносила усложнений в выполнение полета и заход на посадку.
    Пожар возник в результате разрушения диском турбины топливно-масляных трубопроводов. Первая очередь системы пожаротушения сработала автоматически. Вторая очередь не сработала.
    Двигатель АИ-20К №Н2715078 наработал с начала эксплуатации 10667 часов при назначенном ресурсе 12000 часов.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является пожар 4-й силовой установки, вызванный разрушением диска третьей ступени турбины двигателя. В результате пожара произошло выгорание части выпущенного на 30° закрылка в зоне его подъемника с последующей уборкой оставшейся части закрылка под действием аэродинамических сил. Это привело к прогрессирующему кренению самолета и последующему перевороту, несмотря на полное отклонение штурвала на вывод из крена.
    Разрушение диска III ступени турбины двигателя АИ-20К № Н2715078 носит статический характер и является следствием постепенного развития трещины. При исследовании установлено, что материал разрушенного диска имеет пониженные механические свойства.
    Причина разрушения диска установлена не однозначно:
    по заключению ГосНИИ ГА причиной является сочетание следующих факторов:
    а) особенностей исходного состояния материала диска, заключающегося в пониженном, по сравнению с нормами ЧМТУ ЦНИИ ЧМ 937-63 сопротивлении длительному статическому разрушению при температуре 650° С и давлении 65 кг/мм2, пониженной длительной пластичности и проявлении чувствительности к концентрации напряжений;
    б) повышения температурных режимов работы диска по сравнению с расчетно-эксплуатационными.
    По заключению ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ МАП и предпр. п/я Г-4561 причиной разрушения диска является его перегрев из-за применения повышенных режимов работы двигателя сверх установленных инструкцией по эксплуатации, а также низкого качества ремонта двигателей на заводе 412 ГА. Следствием перегрева диска явилось снижение его механических свойств в процессе продолжительной работы, приведшей к исчерпанию длительной прочности материала диска.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.