Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа А-20Ж 4-го перегоночного полка ГВФ в районе Никулины
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 мая 1944 г.
Время:  10:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Киренский район, р-н дер. Никулина
Тип ВС:  Douglas A-20G-1-DO Havoc
Регистрация ВС:  42-53652
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  4 ПАП 1 ПАД ГВФ
 


Описание
    Группа из трех самолетов А-20 4-го перегоночного авиаполка ГВФ вылетела из Олекминска в Киренск. Через 20 минут полета летчик самолета А-20Ж 42-53652 доложил лидеру группы о падении давления бензина до 9 ф/кв.дюйм при работе на подвесном баке. Одновременно он просил лидера группы уклониться несколько севернее и продолжить полет вдоль долины реки Лена. Лидер группы отдал приказ перевести бензокран на плоскостные баки, опробовать работу на них, затем перевести на шестой бак и включить кран кольцевания. После выполнения летчиком этих указаний давление бензина стало нормальным. Лидер пропустил самолет 42-53652 вперед, чтобы удобнее было наблюдать за ним. Вскоре лидер группы и второй ведомый летчик заметили черный дым и хлопки белого дыма, идущие из левого мотора. Лидер немедленно передал об этом летчику. Тот ответил, что показания приборов нормальные, моторы работают хорошо.
    Перед а/д Витим выхлопы белого дыма начали увеличиваться. Лидер приказал летчику произвести посадку на а/д Витим, на что последний ответил, что все нормально и можно продолжать полет. В воздухе при осмотре лидером группы течи бензина и масла обнаружено не было. Через 20 минут полета от а/д Витим летчик доложил лидеру группы о падении давления масла левого мотора до 70 ф/кв. дюйм, вскоре последовал доклад об остановке мотора вследствие его заклинения. Лидер отдал приказ произвести вынужденную посадку на берегу Лены на пашню. Летчик ответил, что «правый мотор работает хорошо, дойду на одном до а/д Киренск. Через 5-6 минут летчик доложил о падении давления масла на правом моторе. Лидер дал приказание немедленно произвести посадку на пашню. В 05:20 мск, выполняя посадку на подобранную с воздуха площадку на берегу Лены в районе деревни Никулина, летчик не рассчитал и допустил перелет (посадка производилась в направлении реки). В 50 м от берега реки Лена самолет коснулся земли мотогондолами и винтами. Отделившись от земли, самолет упал на середине реки, в 200 м от берега, загорелся и затонул в самом глубоком месте. Очевидцы видели, что один человек выбрался на фюзеляж погружающегося в воду самолета, крикнул им: «Спасайте» и бросился в воду. Из-за дыма от горящего на поверхности воды бензина очевидцы не видели его в воде, а когда дым рассеялся, никого на поверхности не было. Летчик и бортрадист погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas A-20G-1-DO Havoc
Регистрационный номер (id) ВС 42-53652
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 10987/118
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 4 ПАП 1 ПАД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Олёкминск
Пункт назначения Киренск
Начальный пункт маршрута Олёкминск
Конечный пункт маршрута Киренск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явился отказ в работе левого мотора вследствие его заклинения из-за масляного голодания. Падение давления масла в моторе могло произойти вследствие его выбрасывания через выхлопные патрубки из-за плохого уплотнения масляных колец нижних цилиндров или через разрушившееся лабиринтное уплотнение валика импеллера. Плохое уплотнение масляных колец могло произойти вследствие пригорания их в поршневых канавках от перегрева нижних цилиндров при работе мотора на земле с закрытыми нижними юбками капотов мотора.
    Главной причиной катастрофы явилось нарушение требований приказа НКО №93, НПП-38 и указания лидера группы, выразившееся в продолжении полета на явно неисправном самолете, имея возможность произвести вынужденную посадку на а/д Витим. При полете на одном правом моторе он не выдержал наивыгоднейшего режима полета – держал скорость по прибору без снижения 190-180 миль/час, чем перефорсировал правый мотор и вызвал его перегрев и падения давления масла. При вынужденной посадке вне аэродрома летчик не учел особенностей захода и расчета с убранными шасси, планировал на повышенной скорости, в результате чего допустил перетягивание выбранной им площадки для посадки.
    Лидер группы не проявил командирской настойчивости и не потребовал от летчика выполнения своих приказаний о вынужденной посадке в Витиме и о немедленной посадке на пашне после отказа левого мотора.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.