Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа SuperJet 100-95B а/к Аэрофлот в а/п Шереметьево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 мая 2019 г.
Время:  18:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Москва (Шереметьево)
Тип ВС:  Сухой SuperJet 100-95B
Регистрация ВС:  RA-89098
Авиакомпания:  Аэрофлот - Российские авиалинии
Рейс:  SU1492
 


Описание
    Экипаж самолета RRJ-95B в составе КВС (общий налет 6844 часа, из них 1570 часов на данном типе, в том числе в должности 1460 часов), второго пилота (общий налет 773 часа, из них на данном типе 623 часа) и трех бортпроводников выполнял пассажирский рейс SU1492 Москва (Шереметьево) – Мурманск. На борту находилось 73 пассажира (72 гражданина России и 1 США) и груз весом 292 кг.
    Прогноз погоды по району а/п Шереметьево с 15:00 5 мая по 15:00 6 мая UTC (разница с московским временем +3 часа) предусматривал: приземный ветер 180° 5 м/с, порывы 10 м/с, видимость более 10 км, облачность значительная, высота нижней границы 900 м. Временами, с 15:00 до 18:00 5 мая, приземный ветер 200° 8 м/с, порывы 15 м/с, видимость 3100 м, гроза, слабый ливневой дождь, облачность значительная кучево-дождевая, высота нижней границы 450 м.
    Взлет произведен с ВПП 24С (центральная) в 18:03 мск. Взлетная масса самолета составляла 43545 кг, что не превышало максимально допустимого значения, установленного РЛЭ самолета RRJ-95B. Автомат тяги был включен перед взлетом. На высоте 700 фт (215 м) экипаж включил автопилот. В дальнейшем экипаж правым разворотом вышел на курс, обратный взлетному, и продолжил набор высоты, согласно установленной стандартной схемы выхода KN24E. В это время, в 30-40 км от а/п Шереметьево, в районе Истринского водохранилища, отмечалась кучево-дождевая облачность высотой верхней границы 8-9 км, гроза.
    В 18:08 на высоте около 8900 фт (2700 м) по стандартному давлению 760 мм рт. ст. и удалении около 30 км от аэродрома Шереметьево, при нахождении ВС на схеме выхода, в зоне грозовой деятельности, вследствие попадания в самолет разряда атмосферного электричества, на борту зарегистрирован сбой в работе электронных блоков с переходом системы управления с основного автоматического режима NORMAL MODE в режим DIRECT MODE (резервный режим управления воздушным судном, с непосредственным ручным управлением от боковой ручки управления (сайдстика), при котором невозможно использование автопилота и директорных стрелок, отсутствуют ограничения по выходу параметров полета за пределы эксплуатационных) и автоматическим отключением автопилота. Через 30 секунд было зарегистрировано отключение автомата тяги.
    С этого момента и до конца полета пилотирование самолёта осуществлялось КВС в ручном режиме. До нарушения электропитания радиосвязь со специалистами органа ОВД велась с помощью УКВ-станции №1. В дальнейшем экипаж не смог связаться с диспетчером подхода на установленной частоте. Радиосвязь была восстановлена с использованием УКВ-станции №2 на аварийной частоте 121.5 МГц.
    В 18:09:32 экипажем был установлен код ответчика 7600 (потеря радиосвязи). КВС принял решение о возврате на аэродром вылета, на высоте около 3200 м прекратил набор высоты и приступил к снижению для захода на посадку курсом взлета. Возврат на аэродром вылета выполнялся методом векторения. Экипаж произвел третий и четвертый разворот. После четвертого разворота экипаж выполнил правую «орбиту» и вышел на посадочный курс.
    Заход на посадку выполнялся на ВПП 24L по ИЛС в ручном режиме. К моменту входа в глиссаду масса самолета составляла около 42600 кг, что на 1600 кг превышало максимально допустимую посадочную массу. Механизация крыла была выпущена в положение 3 (закрылки 25°), что соответствует рекомендациям РЛЭ для условий «Полет в минимальном режиме системы управления» (DIRECT MODE) и «Посадка с превышением максимальной посадочной массы».
    В 18:26:31 экипажем был установлен код ответчика 7700 (основной аварийный код). Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 155... 160 уз (287...296 км/ч). Согласно РЛЭ, скорость захода на посадку для имевшихся условий составляет 155 узлов. Заход производился в условиях бокового ветра силой до 30 узлов (16 м/с) и направления 190°. В диапазоне истинных высот 1100...900 фт (335...275 м) зарегистрировано пять циклов предупреждения о сдвиге ветра «Go Around. Windshear ahead» (Predictive Windshear Warning). При появлении данного предупреждения экипажу рекомендовано произвести уход на второй круг (при отсутствии других признаков сдвига ветра разрешается на второй круг не уходить).
    С истинной высоты 260 фт (80 м) ВС стало уходить ниже глиссады, на истинной высоте 180 фт (55 м) сработало предупреждение TAWS «GLIDESLOPE». В диапазоне истинных высот 180-40 фт режим работы двигателей был увеличен - рычаги управления двигателями перемещались в диапазоне 18-24-20-24°, что к моменту прохода торца ВПП высоте 40 фт (12 м) привело к росту приборной скорости до 164 узлов (304 км/ч), а к высоте 16 фт (5 м) - до 170 уз (315 км/ч). Решения об уходе на второй круг экипаж не принял.
    После установки РУД в положение «малый газ», по команде TAWS «RETARD» , KBC выполнил несколько знакопеременных отклонений ручкой управления с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к знакопеременным изменениям угла тангажа (+6...-2°).
    На удалении 900 м от входного торца ВПП и скорости 158 уз (293 км/ч) произошло первое касание самолета ВПП на «три точки» с вертикальной перегрузкой не менее 2.55g с последующим отделением на высоту около 6 фт (2 м). В режиме DIRECT MODE автоматический выпуск тормозных щитков (интерцепторов) не предусмотрен, ручной выпуск экипаж не производил. После отделения самолета от ВПП экипаж также не принял решения об уходе на второй круг. Через 2 секунды на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) произошло повторное приземление самолета с опережением на переднюю опору шасси с вертикальной перегрузкой не менее 5.85g, после чего самолет опять отделился от ВПП на высоту 18 фт (6 м). Третье приземление самолета произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5g. Последовало разрушение конструкции с проливом топлива и пожаром.
    При дальнейшем движении самолета по ВПП наблюдалось сильное открытое горение. Первая сигнализация о пожаре (в заднем багажно-грузовом отсеке) зарегистрирована в 18:30:18 на скорости 100 уз при движении самолёта по ВПП. В 18:30:34 зарегистрирована сигнализация о пожаре ВСУ.
    В конце пробега самолет сошел с ВПП влево и в 18:30:38 остановился на грунте с разворотом на 130-140° влево между ВПП 24L и рулежными дорожками А2 и А15 (110 м левее оси ВПП 24L и 2730 м от ее торца). После остановки обе плоскости крыла и вся хвостовая часть фюзеляжа были охвачены огнем. Первое применение систем пожаротушения зарегистрировано в 18:30:58 в отсеке ВСУ. Двигатели самолета работали до момента прекращения записи параметрического самописца (в 18:31:05). Экипаж начал эвакуацию пассажиров по надувным трапам через левую и правую передние двери. Пожар был ликвидирован расчетами аварийно-спасательной службы аэропорта. Самолет частично сгорел (средняя и хвостовая часть фюзеляжа уничтожены пожаром, консоли крыла, шасси и силовые установки значительно повреждены). 40 пассажиров и один бортпроводник погибли. 6 пассажиров и 3 члена экипажа госпитализированы с ожогами и отравлениями продуктами горения.
    Фактическая погода в момент происшествия по контрольному замеру была: приземный ветер 160° 7 м/с, порывы 10 м/с, видимость в зоне подхода и на ВПП 10 км, облачность разбросанная кучево-дождевая, высота нижней границы 1800 м, температура +17°С., давление 742 мм рт.ст. ВПП 24L мокрая, коэффициент сцепления 0,45.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 73 40
На земле   0
Всего погибших 41


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Сухой SuperJet 100-95B
Регистрационный номер (id) ВС RA-89098
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС июнь 2017
Заводской номер ВС 95135
Наработка ВС (часы) 2710
Наработка ВС (циклы) 1658
Силовая установка 146377 146397


Сведения о рейсе

Номер рейса SU1492
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот - Российские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Москва (Шереметьево)
Пункт назначения Мурманск
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Мурманск


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.