Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41 Московского управления ГВФ в Абрамовском районе Воронежской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 мая 1940 г.
Время:  17:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Воронежская область, Абрамовский район, р-н Терновского свеклосовхоза
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Т3518
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    Самолет ПС-41 Т-3518 тренировочного отряда Московского управления ГВФ на период тренировки пилотов был закреплен за 4 АТО. 15 мая 1940 г. начальник штаба 4-го авиаотряда, по распоряжению командира отряда, сделал две заявки на 16 мая в диспетчерскую Московского управления ГВФ. Одна из них – на тренировочные полеты над аэродромом в 05:00 самолета Т-3518, вторая – на 12:00 на провозной полет по трассе Москва – Сталинград и обратно.
    Начатая в 05:00 тренировка закончилась в 08:30 из-за неисправности гидросистемы шасси. Самолет поступил в техобслуживание сменному инженеру. Работы закончены к 10:00 в присутствии бортмеханика и старшего инженера отряда. Самолет обслуживали авиатехник и авиамоторист.
    По окончании тренировочных полетов пилот-инструктор зашел в диспетчерскую и сообщил, что вылетает ранее срока, намеченного заявкой, по согласованию с командиром отряда. Оттуда он пошел на метеостанцию для затребования погоды раньше срока. За время нахождения самолета в техобслуживании и ожидании погоды – разрешения на вылет, экипаж ушел в санаторий на отдых. Пилот-инструктор и пилот играли в бильярдной, а бортмеханик находился у самолета.
    Получив погоду, в 10:25 самолет ПС-41 Т-3518 с грузом почты в 227 кг вылетел по маршруту Москва – Сталинград. Назначенный на рейс бортрадист в аэропорт не явился, так как его никто не предупреждал, что он назначен. Бортмеханик самолета вылетел в рейс в качестве бортмеханика-радиста, хотя не был допущен к такой должности. В результате его неподготовленности за 3 часа 20 минут рейса борт не смог связаться с землей, так как бортмеханик не знал порядка пользования рацией МРК 05 в воздухе и не знал расписания наземных станций.
    По прибытии в Сталинград начальник связи аэропорта и бортрадист проинструктировали бортмеханика о порядке настройки радиостанции и работы с землей, но, несмотря на это, вследствие недостаточной подготовки, в обратном полете в Москву он так и не смог установить радиосвязь с наземными станциями.
    Стоянка в Сталинграде заняла 2 часа 52 минуты. Во время стоянки пилот-инструктор договорился с командиром вылетающего в Москву самолета Л-3522 идти выше облаков. Л-3522 вылетел первым, но, вследствие густой облачности пилот изменил свое решение и пошел под облачностью. Т-3518 вылетел вторым с грузом 113 кг почты. После взлета самолет, набирая высоту, скрылся в облаках. На вызовы наземной радиостанции Сталинграда самолет не отвечал. По истечении 1 часа 08 минут с момента вылета самолет, пролетев от а/п Сталинград 360 км, врезался в землю с работающими моторами с положения самолета в отрицательном пикировании, при высоте облачности до 100 м. Удар произошел при скорости 750-800 км/ч. Оба мотора глубоко зарылись в землю: правый на 4,5 м, левый на 4 м. Самолет пикировал с высоты около 2800 м. Экипаж погиб, самолет разбит на 100%.
    Катастрофа произошла в 17:55 в районе Терновского свеклосовхоза Абрамовского района Воронежской области.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Т3518
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.12.1939
Заводской номер ВС 11/214
Наработка ВС (часы) 168
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 933-323 933-112


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинград
Пункт назначения Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Начальный пункт маршрута Сталинград
Конечный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Предположительными причинами катастрофы самолета явились:
    1) Непроизвольная потеря продольной устойчивости самолета с вводом в крутое, а затем отвесное пикирование вплоть до отрицательного угла, вызванное отказом аэронавигационных приборов на высоте в силу местного обледенения и потерей ориентации положения самолета со стороны пилота-инструктора в густой слоисто-кучевой облачности. Указанные метеоусловия подтверждаются показаниями пилота другого самолета ПС-41, накануне дня происшествия обледеневшего на высоте 4000 м, анализом движения фронта с изменением воздушных масс в сторону ухудшения и толщиной облачности 5-6 тыс. м. Вывод о пикирующем положении базируется на конечном результате силы удара. Причина же невыхода из пикирующего положения объясняется характерной особенностью данного типа самолета к пике и затрудненностью выхода из пикирующего положения. Такие случаи имели место как в ГВФ, так и в ВВС.
    2) Вследствие гибели экипажа, полного разрушения самолета и отсутствия свидетельских показаний установить конкретных виновников катастрофы невозможно.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.