Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-9 Туркменского управления ГВФ в Чарджоу
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 ноября 1937 г.
Время:  09:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Чарджоу
Тип ВС:  ПС-9
Регистрация ВС:  СССР-Л163
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское управление ГВФ
 


Описание
    10 ноября 1937 г. на самолете ПС-9 Л-163 22-го авиаотряда Туркменского управления ГВФ по распоряжению старшего инженера отряда сняты бензотрубки, идущие от пожарного крана и карбюраторов, для отжига. После отжига моторист и бортмеханик прочистили трубки и промыли бензином. На левом моторе трубки были поставлены на место нормально. На правом моторе трубка от пожарного крана к заднему карбюратору не подходила вплотную к штуцеру пожарного крана и была, по-видимому, деформирована. Кроме этого гайка не навертывалась на штуцер и основание пальца было толстым. Мотористы, производившие монтаж трубок, доложили об этом бортмеханику самолета. Тот попробовал установить трубку сам и тоже не смог. Ввиду позднего времени работа была оставлена до следующего дня. Бортмеханик сказал мотористу, что возьмет кольцо АМ домой, чтобы разрезать его вдоль. Это не допускается техническими условиями, чего бортмеханик не мог не знать, так как являлся технически грамотным специалистом.
    На следующий день трубка с разрезанным аэмовским кольцом была поставлена бортмехаником за 10 минут. После этого моторы были опробованы и работали нормально. Самолет вылетел в рейс с пассажирами в Ново-Ургенч, сделал полкруга над аэродромом и произвел вынужденную посадку на аэродроме. После этого пилот зарулил на якорную стоянку. Он доложил командиру отряда, что в воздухе давление бензина упало до нуля на правом моторе. На стоянке под колеса шасси были подложены колодки, моторы опробованы на земле и работали нормально. После осмотра правого мотора никаких неисправностей не обнаружено. Мотор снова был запущен, давление бензина создавалось до эксплуатационных показателей. После этого был снят 10-ый цилиндр и заменен на другой, ввиду течи рубашки. Затем самолет испытывался в воздухе в течение 25-30 минут. Оба мотора работали нормально. После посадки моторы еще раз проверялись на якорной стоянке.
    Рейсовый полет по расписанию в Ново-Ургенч был намечен уже на 12 ноября. Утром самолет был подготовлен к вылету, моторы проверены и работали нормально. На борт было взято 9 пассажиров.
    Взлет с а/д Чарджоу был произведен нормально. На высоте 150-200 м самолет произвел первый разворот. По показаниям свидетелей, через 4-5 минут после взлета на высоте 400-500 м, в районе железнодорожного вокзала, произошла остановка правого мотора. После отказа мотора самолет непроизвольно развернуло вправо. Пилот, выправив самолет
    принял решение идти на основной аэродром, развернулся влево и пошел в сторону аэродрома. Над местом падения, чувствуя, что он не дотянет до аэродрома, пилот принял решение идти на площадку, находящуюся от него справа, и сделал второй разворот вправо. Так как правый мотор не работал, то под действием левого мотора крен увеличился, что вызвало падение на крыло с последующим переходом в отвесное пике с высоты 150-200 м. При ударе о землю произошел взрыв бензобаков и пожар. Пилот, бортмеханик и 9 пассажиров погибли. Катастрофа произошла в 06:05 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 9 9
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-9
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л163
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.05.1934
Заводской номер ВС 164
Наработка ВС (часы) 2087
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6888 8599


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Ургенч
Начальный пункт маршрута Чарджоу
Конечный пункт маршрута Ургенч


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственными причинами катастрофы явились:
    1) неправильное решение пилота после отказа правого мотора идти на основной аэродром на одном левом моторе, хотя впереди через 800-1000 м находился старый запасной аэродром.
    2) Разворот самолета вправо, в сторону отказавшего мотора. При переходе в отвесное пикирование пилот не выключил зажигание, что привело к взрыву и пожару.
    Вероятными причинами отказа правого мотора явились:
    1) Трубка от пожарного крана к заднему карбюратору была натянута силой, следовательно, имела тенденцию отойти назад, а аэмовское кольцо было одето на самый ее кончик. Имевшая тенденцию отойти назад трубка в полете от вибрации соскочила с аэмовского кольца, что привело к прекращению подачи бензина к карбюратору.
    2) Вредительство авиамоториста. Авиамоторист утром 12 ноября раньше всех пришел к самолету и долго там находился один до прихода бортмеханика. За это время он мог ослабить гайку, прижимающую аэмовское кольцо с конусной шайбой к штуцеру и ослабить хомут, который контрит трубку со штуцером, с расчетом, что трубка соскочит в полете от вибрации. Показания авиамоториста, что аэмовское кольцо было разрезано бортмехаником вдоль, могут не соответствовать действительности, так как бортмеханик был технически грамотным специалистом и не мог совершить такое.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.