Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария ТС-62 Туркменского управления ГВФ в Ташкенте
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  15 января 1950 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ташкент
Тип ВС:  ТС-62
Регистрация ВС:  СССР-Л969
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 6 АТО Туркменского управления ГВФ , выполнявший рейс Ашхабад – Алма-Ата, вылетел 15 января 1950 г. из Чарджоу в Ташкент, имея на борту самолета 2 авиационных мотора и ящики с запчастями. Полетный вес самолета равнялся 11457 кг и не превышал установленной нормы.
    Прогноз погоды по маршруту с 09:15 до 11:30 предусматривал – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, высотой 600-1000 м, снег, видимость 4-10 км, с ухудшением к Ташкенту до 2-4 км, в облаках обледенение, горы закрыты.
    По а/п Ташкент с 10:30 до 11:30 предусматривалось - облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, высотой 300-600 м, снегопад, видимость 1500-2000 м.
    Такая погода была в пределах установленного минимума.
    Перед вылетом командир корабля самовольно посадил на левое сиденье второго пилота, а сам сел на его место, хотя задания на тренировку второго пилота не имел и не был подготовлен для полетов с правого сиденья, так как нас самолете ТС-62 выполнял первый самостоятельный полет после вывозных полетов с инструктором. Кроме того, он с марта 1948 г. не производил посадок на аэродромах со снежным покровом.
    В полете на высоте 3000 м, во второй половине маршрута, самолет вошел в облачность, где подвергся умеренному обледенению. Экипажем были приняты меры борьбы с обледенением карбюраторов и воздушных винтов, но спирт на стекла пилотской кабины, в целях экономии, не подавался.
    Во время снижения и пробивания облачности при подходе к аэропорту Ташкент самолет подвергся сильному обледенению, что привело к полному обледенению стекол и некоторому ухудшению аэродинамических качеств самолета. Подача спирта на стекла в это время не дала нужного эффекта.
    После выхода из облачности на высоте 200-250 м экипаж доложил по командной радиостанции, что из-за обледенения стекол кабины посадку произвести не может. На старте в качестве руководителя полетов находился малоопытный второй пилот, который не мог дать экипажу необходимых указаний. Фактически руководил полетами диспетчер командной вышки, который дал экипажу указание снижаться до высоты 150 м для улучшения горизонтальной видимости с борта самолета и сделать несколько кругов над аэродромом, чтобы очистить ото льда стекла или открыть выдвижные передние и боковые окна. После неудачной попытки очистить стекла кабины ото льда экипаж открыл правое переднее выдвижное окно, о чем было доложено диспетчеру командной вышки, который дал разрешение на посадку. Командир корабля принял поспешное решение идти на посадку вместо того, чтобы принять меры к улучшению видимости из кабины самолета (очистить стекла, открыть левое переднее окно).
    В этот день старт на аэродроме был выложен с грубым нарушением НАС-49 ГВФ – было выложено только одно посадочное «Т», без обозначения посадочной полосы и границ летного поля. Старт был выложен на 60 м правее основной посадочной полосы, поэтому планирование самолетов на посадку производилось через земляной вал высотой около 3 м, находившийся в 230 м от границы летного поля. Земляной вал был покрыт чистым снегом, ничем обозначен не был, и экипажи самолетов о нем не предупреждались, несмотря на то, что ранее был случай столкновения самолета с этим валом.
    Фактическая погода в районе а/п Ташкент в момент посадки была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, высотой 150 м, видимость 5 км, слабый снег.
    При производстве посадки, которая выполнялась в условиях крайне ограниченного обзора из кабины самолета и ничем не обозначенной полосы выравнивания, командир корабля рано вывел самолет из режима планирования, в результате чего приземление произошло в 400 м до посадочного «Т». Коснувшись земли, самолет взмыл, и, ударившись шасси о земляную насыпь, потерпел аварию. Экипаж получил ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ТС-62
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л969
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Ташкент
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Алма-Ата


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Плохая организация и руководство приемом самолетов в а/п Ташкент:
    а) наличие в полосе подходов ничем не обозначенного земляного вала, который по указанию начальника Главной инспекции ГВФ должен был быть срыт еще год тому назад;
    б) грубое нарушение требований НАС-49 ГВФ, касающихся разбивки старта;
    в) отсутствие должного руководства полетами в а/п Ташкент.
    2) Недисциплинированность командира корабля, самовольно севшего на правое сиденье, проявившего ненужную поспешность при заходе на посадку и не принявшего всех мер к обеспечению нормального обзора из кабины пилотов на землю.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.