Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Молдавского отдельного авиаотряда ГВФ в районе Сухуми
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  05 марта 1947 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, 4 км севернее а/п Сухуми
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4155
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Молдавский отдельный авиаотряд ГВФ
 


Описание
    Командир корабля Молдавского отдельного авиаотряда ГВФ 2 марта 1947 г. получил задание командира звена выполнить рейс по маршруту Кишинев – Одесса – Киев – Москва. Одновременно ему был дан чистый бланк летного задания с печатью, подписанный начальником штаба 20-го отряда, с тем, чтобы он мог из Одессы совершить полет в любом направлении, если на Киев и Москву не окажется загрузки.
    3 марта, по прибытии самолета в Одессу, выяснилось, что загрузки на Москву нет, а есть на Сухуми и Батуми. Командир корабля в чистый бланк задание на полет по маршруту Одесса – Симферополь – Краснодар – Адлер – Сухуми – Батуми и с разрешения начальника а/п Одесса в тот же день вылетел в Симферополь, а затем в Краснодар. Здесь самолет задержался до 5 марта из-за невозможности вылета по метеоусловиям. В Краснодаре во время подготовки экипажа к дальнейшему полету второй пилот, ранее летавший по трассе на Сухуми, предупредил командира корабля, что берег в районе Сухуми гористый и поэтому безопаснее идти над морем вдоль берега.
    Прогноз погоды, выданный на полет из Краснодара в Сухуми и фактическое ее состояние соответствовали установленному минимуму.
    5 марта в 09:00 командир корабля с 18 пассажирами и 340 кг груза, по разрешению начальника а/п Краснодар, вылетел в Сухуми. После пролета Адлера на борт самолета передана радиограмма из Сухуми о состоянии погоды в а/п Сухуми за 10:00 – облачность 10 баллов высотой 200 м, видимость 3 км, дождь, в горах туман, и требование вернуться в Адлер в связи с отсутствием в а/п Сухуми ГСМ и загрузки. Однако командир корабля, несмотря на троекратное требование о посадке в Адлере, продолжил полет на Сухуми, упорно добиваясь посадки там. За 15 минут до подхода к Сухуми ему дали разрешение совершить посадку на а/д Бабушеры.
    Полет на всем участке происходил под облачностью при визуальной ориентировке с постепенным снижением самолета до высоты 200 м. Видя ухудшение погоды в районе Сухуми, командир корабля принял решение воспользоваться пеленгатором для выхода на аэродром. После получения трех пеленгов он решил, что находится на заданной линии пути и продолжил полет вдоль береговой черты. Не зная конфигурации берега, он уклонился влево от линии пути и вошел в облачность, в которой пересек береговую черту. В районе а/п Сухуми погода была ниже установленного минимума. Чтобы выйти из облачности, командир корабля снизился до высоты 150 м и оказался непосредственно перед горой. Пилоты одновременно взяли на себя штурвалы, но было уже поздно. Самолет, задев правой плоскостью за дерево, стоявшее на вершине, развернулся вправо и без скорости упал на склон другой горы. От удара о землю оторвались оба мотора. Самолет на земле развернулся на 70-80° и прополз около 100 м вниз по склону горы. Экипаж и пассажиры получили легкие ранения. Самолет разбит на 100%. Авария произошла в 4 км севернее а/д Сухуми.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 18 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4155
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Молдавский отдельный авиаотряд ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Краснодар (Пашковская)
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Одесса
Конечный пункт маршрута Батуми


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной аварии явилось грубое нарушение командованием Молдавского отдельного отряда ГВФ приказа начальника ГУ ГВФ №0180 от 12.11.1946 г. – самолет был выпущен со своей базы с заданием, которым командиру корабля предоставлено право самостоятельно решать вопрос о выборе дальнейших маршрутов полета и пунктов посадок с целью изыскания коммерческой загрузки самолета.
    2) Совершенное незнание командиром корабля трассы Краснодар – Сухуми и, к тому же, недостаточная предполетная подготовка самого командира корабля и остальных членов экипажа к производству этого рейса. Следствием этого и явилось отклонение самолета от заданного маршрута и вход в облачность в непосредственной близости гор.
    3) Невыполнение командиром корабля требований диспетчера а/п Сухуми о возвращении в Адлер.
    4) Нарушение приказов начальника ГУ ГВФ №№301 и 0180 начальником а/п Краснодар, разрешившего вылет по незнакомой трассе и не проконтролировавшего подготовку экипажа к выполнению этого задания.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.