Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на севере Хабаровского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июля 1985 г.
Время:  10:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Охотский район, п.п. Юдома-Крестовская
Тип ВС:  Ми-6А
Регистрация ВС:  СССР-21051
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Чаунский ОАО
 


Описание
    Экипаж 151 летного отряда должен был выполнить рейс по доставке продуктов и другого малогабаритного груза с площадки Юдома-Крестовская (236 км с А=96° от а/п Усть-Мая, Н=450 м над уровнем моря) на площадку в горах, расположенную на высоте 1 722 м над уровнем моря на удалении 12 км с А=150° от места взлета, по заявке заказчика - тропосферной радиорелейной станции 3/104А (в/ч №93494). Загрузка вертолета производилась без должного контроля со стороны экипажа, груз не был закреплен страховочными сетками. По расчетам взлетная масса вертолета составляла 37780 кг и в данных условиях позволяла выполнить взлет только в зоне влияния «воздушной подушки». Посадочная площадка Юдома-Крестовская подвержена пылеобразованию, при взлете вертолета ее поверхность создает условия для образования пыльного вихря, что было известно экипажу. Превышение посадочной площадки назначения – 1722 м над уровнем моря не допускало возможность посадки вертолета с данной взлетной массой. Командир вертолета не имел допуска к полетам на площадки с таким превышением, его допуск на производство посадок ограничивался превышением до 1000 м.
    Перед вылетом ветер был слабым и для уточнения его направления экипаж произвел пуск ракеты. Взлет произведен в 03:47 мск (10:47 местного времени). После отрыва вертолета от земли экипаж на высоте 3–5 м сразу приступил к выполнению левого разворота для выхода на курс, выбранный для взлета, и разгона с учетом направления ветра. При этом крен на развороте составлял до 7°. Созданный пыльный вихрь лишил экипаж возможности визуального контакта с земной поверхностью и точного выхода на выбранное направление взлета. Развернувшись примерно на 50° левее намеченного курса взлета, КВС безостановочно приступил к разгону вертолета, при этом, пытаясь выйти из пыльного вихря, энергично создал отрицательный угол тангажа - 11°. Увеличив в дальнейшем угол тангажа с одновременным увеличением шага несущего винта, КВС допустил значительное падение оборотов НВ (до 70%), в результате чего вертолет приземлился на колеса основных стоек шасси с последующим касанием и передней стойкой шасси. При движении по земле вертолет ударился колесами основных стоек о лежащий ствол лиственницы диаметром 200 мм и переломил его. Увидев неизбежность столкновения с деревьями высотой 9–12 м, растущими по курсу движения вертолета, КВС вместо прекращения взлета увеличил шаг НВ до максимального значения 13,5° и угол тангажа до 28°, пытаясь оторвать вертолет от земли и перелететь деревья. При этом произошло отделение колес вертолета от земли и удар об землю хвостовой пятой и рулевым винтом, в результате которого лопасти винта получили значительные повреждения. У трех из них были оторваны концевые части различной длины. КВС удалось преодолеть препятствие и с поврежденным хвостовым винтом, непрекращающимся левым разворотом и снижением, вертолет продолжал полет береговым склоном вдоль реки. Однако вследствие возникшего аэродинамического и весового дисбаланса на 35-й секунде полета произошло отделение от вертолета ХВ с хвостовым редуктором, после чего вертолет с левым вращением и потерей высоты, в 160 м от места взлета с А=240°, столкнулся с покрытым лесом склоном высокого (высота 50 м, крутизна 30-40°) берега реки Юдома. Беспорядочно двигаясь вниз по склону, вертолет разрушился и сгорел.
    Два члена экипажа - бортмеханик и штурман - были извлечены из зоны пожара авиатехниками и военнослужащими в/ч №93494. Остальные члены экипажа и два служебных пассажира (командир и старшина в/ч №93494) погибли. Бортмеханик от полученных травм и ожогов скончался в больнице на 7-е сутки.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21051
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.04.1978
Заводской номер ВС 0661
Наработка ВС (часы) 5649
Наработка ВС (циклы) 4121
Силовая установка С38303028 С35203030


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Чаунский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: КВС и экипаж не были подготовлены в соответствии с действующими требованиями к полетам для выполнения работ на площадках в районе Юдомы-Крестовской. КВС не имел допуск для полетов на посадочные площадки, расположенные выше 1000 м, решение на полет на верхнюю площадку (Н=1722 м) принял, не имея на это задания командования. КВС в день вылета не провел предполетную подготовку, о чем свидетельствует то, что экипаж:
    - не контролировал должным образом массу перевозимого груза, не определил взлетную массу вертолета и центровку;
    - не рассчитывал возможность выполнения посадки с превышенной полетной массой на площадке на высоте 1 722 м;
    - не проанализировал возможность выполнения полета с использованием «воздушной подушки» и известных ему условий пылеобразования на площадке взлета;
    - не закрепил груз страховочными сетками, что в условиях данного взлета могло отрицательно повлиять на балансировку и управляемость вертолета.
    При выполнении взлета с площадки Юдома-Крестовая командир вертолета допустил ошибки:
    – не зафиксировал устойчивое висение вертолета на необходимой высоте перед началом разгона;
    – в процессе разгона в условиях пыльного вихря допустил перетяжеление НВ, просадку вертолета и его непреднамеренное приземление;
    – не прекратил своевременно взлет, пытаясь избежать удара лопастями НВ впереди растущих деревьев, допустил удар хвостовой пятой и винтом об землю при создании чрезмерного тангажа (28°), в результате которого произошло разрушение лопастей рулевого винта и его последующее отделение вместе с хвостовым редуктором от вертолета.
    Инструкция по производству полетов на площадку Юдома Крестовая не предусматривает ее пригодность для полетов вертолетов Ми–6.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Катастрофа вертолета Ми–6А произошла вследствие нарушений и ошибочных действий, допущенных КВС при подготовке к полету и в процессе выполнения взлета в условиях пыльного вихря.
    Авиационному происшествию способствовала неудовлетворительная организация летной работы в подразделениях Чаунского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.