|
|
|
Катастрофа Ми-8 Дальневосточного УГА близ а/п Мильково, Камчатка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 декабря 1985 г.
Время: 15:36
Страна: СССР
Место происшествия: Камчатская область, Мильковский район, 7,5 км северо-западнее а/п Мильково
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: СССР-22894
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 149 летного отряда 2-го Петропавловского ОАО Камчатского ПО ДВ УГА выполнял полет по транспортировке груза на внешней подвеске по маршруту Мильково - район н.п. Угольная.
После взлета при скорости 90-100 км/ч началась раскачка груза. Для изменения положения груза экипаж произвел посадку на подобранную с воздуха площадку. В момент взлета с этой площадки после перецепки тросов подвески к грузу произошел захлест тросов за левое колесо шасси вертолета, который экипаж своевременно не обнаружил. Командир перевел вертолет в набор высоты без информации бортмеханика о положении тросов и груза. В процессе разгона поступательной скорости и набора высоты началась интенсивная раскачка груза. После попытки сбросить неправильно висящий груз вертолет оказался неуправляемым, вошел в пикирование, с углом тангажа около 70° и большой вертикальной скоростью столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.
Катастрофа произошла в 06:36 мск в 7,5 км с А=343° от а/п Мильково (54°43’СШ, 158°30’ВД) на равнинной местности с глубиной снежного покрова 50 см.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22894 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.08.1984 |
Заводской номер ВС |
98417091 |
Наработка ВС (часы) |
1817 |
Наработка ВС (циклы) |
2773 |
Силовая установка |
С90111133 С9021038 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Мильково |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание предшествующих событий |
На внешней подвеске транспортировались трелевочные тракторные сани весом 1300 кг, размерами 5,5х1,3х0,65 м с водилом длиной 1,5 м. В аэродинамическом отношении груз обладал большой парусностью. Сани имели 4 транспортировочных узла для перевозки их в горизонтальном положении. При зависании с грузом на внешней подвеске в а/п Мильково произошел обрыв одного транспортировочного узла. Экипаж произвел посадку. После посадки бортмеханик произвел перецепку груза с помощью строповочного троса за внутренние горизонтальные распорки саней. |
Описание развития аварийной ситуации |
В 06:17 мск экипаж произвел взлет в а/п Мильково. Взлет, натяжение тросов, отрыв груза, разгон скорости и набор высоты происходили без отклонений. В горизонтальном полете при скорости 90-100 км/ч бортмеханик доложил о раскачке груза и предложил КВС произвести посадку для перецепки груза за водило, считая, что такая подцепка позволит транспортировать груз с большей скоростью. Экипаж произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха. Приземление было выполнено по командам бортмеханика, правее груза на удалении 35 см от основного левого колеса. При этом новая точка подцепа (водило саней) находилась сзади-слева.
Бортмеханик произвел подцепку строповочного троса длиной 7 метров за водило. Два троса паука подвески были закреплены карабинами за строповочный трос и к ним же были закреплены с помощью карабинов два свободных троса паука. Длина тросовой подвески составила 13 метров (1 метр переходное звено, 5 метров паук, 7 метров строповочный трос).
В 06:35 экипаж произвел взлет. В процессе отрыва и натяжения тросов два троса паука внешней подвески, закрепленные к транспортируемому грузу, оказались сверху на полуоси левого колеса шасси. Два других троса паука оказались ниже шасси, образовав, таким образом, петлю вокруг колеса. При отрыве вертолета и натяжении тросов информация на МС-61 о состоянии тросов и груза отсутствует. При отрыве и начале разгона скорости с грузом, закрепленным за колесо, пространственное положение вертолета и отклонение органов управления не отличались от обычного полета с грузом на внешней подвеске. КВС не мог определить по поведению вертолета наличие груза на колесе, что подтверждается проведенным летным экспериментом.
В процессе разгона скорости груз начал раскачиваться. Бортмеханик установил, что груз зацеплен за колесо и доложил командиру вертолета. В дальнейшем груз продолжал раскачиваться с увеличением амплитуды колебания. Бортмеханик дал команду на сброс груза, которую командир выполнил. Освободившись от замка внешней подвески, груз переместился на 2 м 40 см (расстояние от замка до колеса) и повис на колесе, создав резкий ударный пикирующий момент. До отцепки груза от замка внешней подвески вертолет был сбалансирован органами управления на пикирование и на время перемещения груза от замка внешней подвески до колеса вертолет был от него свободен, что перевело вертолет также на пикирование. Подвешенный на колесе груз продолжал раскачиваться, создавая различные по величине и направлению моменты, что вызвало затягивание вертолета в пикирование с различными углами крена. Вертолет оказался неуправляемым и своими действиями экипаж не мог предотвратить развивающуюся катастрофическую ситуацию. Вертолет с углом пикирования около 70° столкнулся с землей и разрушился.
|
Описание выявленных причин АП |
Выводы: на процесс возникновения и развития аварийной ситуации оказали влияние действия экипажа, выразившиеся в нарушении требований РЛЭ при работе с внешней подвеской. КВС начал разгон скорости, не имея информации от бортмеханика о нормальном положении тросов и груза после его отделения от земли. Бортмеханик в процессе отрыва вертолета, натяжения тросов внешней подвески и поднятия груза за подвеской не следил, командира вертолета о положении тросов и груза не информировал. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Причиной катастрофы вертолета явилось нарушение экипажем пп. 5.1.2.2, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.2.4, 5.1.3.3 РЛЭ Ми-8 и раздела «Полеты с применением внешней подвески» Технологии работы экипажа.
Авиационному происшествию способствовали серьезные недостатки в организации и обеспечении полетов во 2-м Петропавловском ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|