Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Дальневосточного УГА близ а/п Мильково, Камчатка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 декабря 1985 г.
Время:  15:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Камчатская область, Мильковский район, 7,5 км северо-западнее а/п Мильково
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-22894
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО
 


Описание
    Экипаж 149 летного отряда 2-го Петропавловского ОАО Камчатского ПО ДВ УГА выполнял полет по транспортировке груза на внешней подвеске по маршруту Мильково - район н.п. Угольная.
    После взлета при скорости 90-100 км/ч началась раскачка груза. Для изменения положения груза экипаж произвел посадку на подобранную с воздуха площадку. В момент взлета с этой площадки после перецепки тросов подвески к грузу произошел захлест тросов за левое колесо шасси вертолета, который экипаж своевременно не обнаружил. Командир перевел вертолет в набор высоты без информации бортмеханика о положении тросов и груза. В процессе разгона поступательной скорости и набора высоты началась интенсивная раскачка груза. После попытки сбросить неправильно висящий груз вертолет оказался неуправляемым, вошел в пикирование, с углом тангажа около 70° и большой вертикальной скоростью столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.
    Катастрофа произошла в 06:36 мск в 7,5 км с А=343° от а/п Мильково (54°43’СШ, 158°30’ВД) на равнинной местности с глубиной снежного покрова 50 см.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22894
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1984
Заводской номер ВС 98417091
Наработка ВС (часы) 1817
Наработка ВС (циклы) 2773
Силовая установка С90111133 С9021038


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мильково
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     На внешней подвеске транспортировались трелевочные тракторные сани весом 1300 кг, размерами 5,5х1,3х0,65 м с водилом длиной 1,5 м. В аэродинамическом отношении груз обладал большой парусностью. Сани имели 4 транспортировочных узла для перевозки их в горизонтальном положении. При зависании с грузом на внешней подвеске в а/п Мильково произошел обрыв одного транспортировочного узла. Экипаж произвел посадку. После посадки бортмеханик произвел перецепку груза с помощью строповочного троса за внутренние горизонтальные распорки саней.
Описание развития аварийной ситуации     В 06:17 мск экипаж произвел взлет в а/п Мильково. Взлет, натяжение тросов, отрыв груза, разгон скорости и набор высоты происходили без отклонений. В горизонтальном полете при скорости 90-100 км/ч бортмеханик доложил о раскачке груза и предложил КВС произвести посадку для перецепки груза за водило, считая, что такая подцепка позволит транспортировать груз с большей скоростью. Экипаж произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха. Приземление было выполнено по командам бортмеханика, правее груза на удалении 35 см от основного левого колеса. При этом новая точка подцепа (водило саней) находилась сзади-слева.
    Бортмеханик произвел подцепку строповочного троса длиной 7 метров за водило. Два троса паука подвески были закреплены карабинами за строповочный трос и к ним же были закреплены с помощью карабинов два свободных троса паука. Длина тросовой подвески составила 13 метров (1 метр переходное звено, 5 метров паук, 7 метров строповочный трос).
    В 06:35 экипаж произвел взлет. В процессе отрыва и натяжения тросов два троса паука внешней подвески, закрепленные к транспортируемому грузу, оказались сверху на полуоси левого колеса шасси. Два других троса паука оказались ниже шасси, образовав, таким образом, петлю вокруг колеса. При отрыве вертолета и натяжении тросов информация на МС-61 о состоянии тросов и груза отсутствует. При отрыве и начале разгона скорости с грузом, закрепленным за колесо, пространственное положение вертолета и отклонение органов управления не отличались от обычного полета с грузом на внешней подвеске. КВС не мог определить по поведению вертолета наличие груза на колесе, что подтверждается проведенным летным экспериментом.
    В процессе разгона скорости груз начал раскачиваться. Бортмеханик установил, что груз зацеплен за колесо и доложил командиру вертолета. В дальнейшем груз продолжал раскачиваться с увеличением амплитуды колебания. Бортмеханик дал команду на сброс груза, которую командир выполнил. Освободившись от замка внешней подвески, груз переместился на 2 м 40 см (расстояние от замка до колеса) и повис на колесе, создав резкий ударный пикирующий момент. До отцепки груза от замка внешней подвески вертолет был сбалансирован органами управления на пикирование и на время перемещения груза от замка внешней подвески до колеса вертолет был от него свободен, что перевело вертолет также на пикирование. Подвешенный на колесе груз продолжал раскачиваться, создавая различные по величине и направлению моменты, что вызвало затягивание вертолета в пикирование с различными углами крена. Вертолет оказался неуправляемым и своими действиями экипаж не мог предотвратить развивающуюся катастрофическую ситуацию. Вертолет с углом пикирования около 70° столкнулся с землей и разрушился.
   
Описание выявленных причин АП     Выводы: на процесс возникновения и развития аварийной ситуации оказали влияние действия экипажа, выразившиеся в нарушении требований РЛЭ при работе с внешней подвеской. КВС начал разгон скорости, не имея информации от бортмеханика о нормальном положении тросов и груза после его отделения от земли. Бортмеханик в процессе отрыва вертолета, натяжения тросов внешней подвески и поднятия груза за подвеской не следил, командира вертолета о положении тросов и груза не информировал.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Причиной катастрофы вертолета явилось нарушение экипажем пп. 5.1.2.2, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.2.4, 5.1.3.3 РЛЭ Ми-8 и раздела «Полеты с применением внешней подвески» Технологии работы экипажа.
    Авиационному происшествию способствовали серьезные недостатки в организации и обеспечении полетов во 2-м Петропавловском ОАО.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.