Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ту-104Б ЗСТУ ГВФ в а/п Новосибирск (Толмачёво)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  09 июня 1964 г.
Время:  18:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Новосибирск (Толмачево)
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  СССР-42476
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Толмачевский ОАО
Рейс:  35
 


Описание
    Экипаж Ту-104Б №42476 в составе проверяющего (и.о. начальника ЗСТУ ГВФ), командира корабля, второго пилота, штурмана, бортмеханика и бортрадиста выполнял рейс №35 Москва – Челябинск – Новосибирск.
    За 57 минут до вылета из Челябинска на АМСГ а/п Челябинск поступило штормовое предупреждение об ожидании в районе а/п Толмачево с 15 до 18 часов фронтальной грозы. Однако это предупреждение до экипажа не было доведено ни работниками АМСГ, ни службой движения. Несмотря на наличие уточняющего прогноза погоды по а/д Толмачево, предусматривавшего с 15 до 18 часов грозовую деятельность, синоптик в бланк АВ-5 вписал устаревший прогноз, полученный около 12:00, где для а/п Толмачево предусматривались хорошие условия погоды (с 18 до 21 часа предусматривалось: облачность 2-5 баллов кучево-дождевая высотой 600-1000 м, средняя, видимость 4-10 км, ветер 180-200° 4-7 м/с). Проверяющий, являвшийся старшим в экипаже, на метеостанции не был и консультации у синоптика не получал.
    В 16:14 экипаж вылетел из а/п Челябинск. На борту находилось 19 пассажиров. Полет проходил на эшелоне 10000 м. Руководитель полетов а/п Толмачево на основе прогноза погоды, полученного с АМСГ а/п Толмачево, закрыл аэропорт по метеоусловиям, а двум самолетам, в том числе и Ту-104 №42476, дал указание о возврате в Омск. Проверяющий, получив указание о возврате, имея из бланка АВ-5 сведения о благоприятном прогнозе погоды в а/п Толмачево, просил уточнить погоду и выразил сомнение в обоснованности возврата, потребовав дать на борт фактическую погоду а/п Толмачево.
    Руководитель полетов а/п Толмачево ни фактической погоды, ни штормового предупреждения на борт самолета не передавал и без консультации с синоптиком принял решение о приеме самолета.
    Штормовое предупреждение по району а/п Толмачево, составленное дежурным синоптиком АМСГ, с 15 до 18 часов предусматривало: «В районе ожидается гроза с фронтом, усиление ветра до 13-16 м/с».
    На снижении, используя рекомендации диспетчеров ГДРП и КДП, а также бортовой радиолокатор, экипаж с отклонением от трассы на юг подошел к аэродрому на высоте 500 м визуально, под углом 90° к посадочному курсу 71°. Проверяющий, как старший на корабле, учитывая сложную метеообстановку, а также слабую подготовку командира корабля, взял управление самолетом на себя и стал заходить на посадку с МК=71°. Однако заход на посадку с курсом 71° экипажу не удался, так как в районе ДПРМ была мощная кучево-дождевая облачность и шёл ливневый дождь. Не видя ВПП, проверяющий снизил самолет до недопустимо малой высоты (50 м), затем с набором высоты 400 м стал выполнять заход на посадку спаренным разворотом с обратным курсом (251°). Одновременно руководитель полетов дал указание о заходе на посадку курсом 251°.
    В процессе снижения по глиссаде в 17:58 руководитель полетов дал на борт указание: «476, вы на 400 м, на второй круг пройдите». На это проверяющий ответил: «Полосу вижу» и продолжил снижение. Видимость с самолета по курсу посадки была 3-4 км. На борту оставалось 8 тонн топлива.
    После пролета БПРМ, из-за ливневого дождя, видимость из кабины самолета стала резко ухудшаться и на выравнивании уменьшилась почти до нуля. Несмотря на это, проверяющий упорно продолжал снижение и стал выполнять посадку, не видя ВПП. В 18:01, после касания о землю и взмывания самолета, проверяющий дал газ двигателям для ухода на второй круг, не предупредив об этом экипаж. Одновременно на борт была передана команда руководителя полетов об уходе на второй круг. При уходе на второй круг был выпущен тормозной парашют. Увидев загоревшуюся лампочку выпуска парашюта, проверяющий убрал газ двигателям. Самолет, теряя скорость, пролетел 1140 м с креном 25-30° и правым крылом стал цеплять за грунт левее ВПП, в результате чего правая ОЧК разрушилась. Затем самолет резко ударился левой ногой шасси и носовым колесом о землю. В результате удара отвалилось левое крыло вместе с левой тележкой шасси и самолет, пройдя по грунту еще 180 м, развернулся влево и остановился, а левый двигатель загорелся. Проверяющий быстро организовал эвакуацию пассажиров, багажа и экипажа из горящего самолета. Экипаж и пассажиры невредимы. Самолет и двигатели разрушены и подлежат списанию.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 19 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42476
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1960
Заводской номер ВС 021304
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка А5321009 А5140126


Сведения о рейсе

Номер рейса 35
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Толмачевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Челябинск
Пункт назначения Новосибирск (Толмачево)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Толмачево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной аварии явилась посадка самолета вне видимости ВПП при интенсивной грозовой деятельности и ливневого дождя в результате ошибочных действий и.о. начальника ЗСТУ ГВФ, принявшего неправильное решение произвести посадку в этих метеоусловиях.
    Причинами аварии также явились:
    а) неудовлетворительное руководство полетом со стороны руководителя полетов а/п Толмачево, выразившееся в приеме самолета при интенсивной грозовой деятельности без анализа метеообстановки в районе аэропорта;
    б) неудовлетворительное метеообеспечение полета данного самолета со стороны АМСГ Толмачево, выразившееся в том, что ни в прогнозах погоды, ни в штормовых предупреждениях не было предупреждения об ухудшении видимости в ливневых осадках при прохождении грозы до пределов ниже минимума аэропорта, а также слабом взаимодействии со службой движения аэропорта в условиях быстро ухудшающейся метеообстановке в районе аэродрома.
    Способствующие причины:
    - отсутствие четкого взаимодействия в экипаже, пассивность и безынициативность командира корабля, выпуск тормозного парашюта без команды, запоздалое решение и.о. начальника ЗСТУ ГВФ об уходе на второй круг после касания земли, без предупредительной команды экипажу об этом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.