Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Таджикского УГА в районе Таджикабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 августа 1985 г.
Время:  09:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Душанбинская область, верховье р. Тутек, 30 км севернее Таджикабада
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25640
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж авиаэскадрильи вертолетов Душанбинского ОАО (организована на базе расформированного 401 ЛО) выполнял поисково-съемочный полет в высокогорном районе Душанбинской области Таджикской ССР по заявке Южной геофизической экспедиции управления геологии Таджикской ССР. Полеты производились из а/п МВЛ Гарм.
    Взлет произведен в 05:23 мск. На борту находились три служебных пассажира (бортоператора) заказчика и установлена геофизическая аппаратура. После настройки аппаратуры в районе Навабада, с 06:40 экипаж начал работу в квадрате 0257/10, о чем доложил диспетчеру РЦ ЕС УВД а/п Душанбе. В 07:28 экипаж доложил диспетчеру, что продолжает работу в квадрате 0257/10. В 07:53 экипаж на контрольную связь не вышел.
    В 13:55 вертолет обнаружен с воздуха в 30 км с А=355° от Таджикабада, на леднике в верховье реки Тутек (бассейн реки Сурхоб) на высоте 3860 м (39°23’СШ 70°50’ВД), разрушенным и частично сгоревшим. Экипаж и пассажиры погибли.
    Катастрофа произошла днем, в 07:38 мск, в простых метеоусловиях во время отработки съемочного маршрута №510 (горизонталь 3800). По результатам фотопривязки установлено, что полет на съемочном маршруте №510 происходил вдоль горизонтали в пределах допустимых отклонений от оси маршрута. Объективная информация по параметрам полета за последние 15-20 секунд отсутствует. До этого полет проходил нормально. Вертолет и его системы были исправны.
    Анализ последнего фотоснимка за 1 секунду до обесточивания фотокамеры показал, что вертолет находился на высоте около 3900 м с левым креном 45° и углом тангажа 10° на кабрирование, с МК=335-345°.
    Анализ расшифровки САРПП-12Д за предыдущие дни полетов показал, что КВС не допускал отклонений от РЛЭ в части установленных ограничений по скорости полета и по крену. Облетом маршрута №510 установлено, что для сохранения места вертолета на съемочном маршруте потребуется угол крена, не превышающий 15-25°. Полет выполнялся левым бортом к склону, что исключает осознанный ввод вертолета в левый разворот. По результатам медицинского заключения, командир вертолета и экипаж при ударе вертолета о препятствие находились в рабочих позах и пытались вывести вертолет из левого разворота.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25640
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.06.1972
Заводской номер ВС 3055
Наработка ВС (часы) 10397
Наработка ВС (циклы) 16786
Силовая установка С97401010 С93311304


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Гарм
Пункт назначения Гарм
Начальный пункт маршрута Гарм
Конечный пункт маршрута Гарм


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что после первичного соударения с неизвестным препятствием вертолет потерял управляемость и с левым креном 70-80° упал левым бортом, двигаясь на расположенные внизу скалы, ударяясь о которые в процессе падения, разрушились несущий и хвостовой винты. При ударе о скалы отделилась носовая часть фюзеляжа, произошло разрушение левого топливного бака и воспламенение топлива. При последующем беспорядочном падении на ледник произошло дальнейшее разрушение вертолета. После падения вертолета на ледник обломки сползли по нему вниз, где произошло их догорание.
    По характеру имеющихся повреждений на лопастях и втулке несущего винта можно предположить о возможности попадания крупного камня в несущую систему вертолета во время полета. Место происшествия представляет собой скальный горный массив с перепадами высот в сотни метров над ледником, состоящий из пород гранитно-гнейсового типа с пергматитами, сильно трещиноватый и активно разрушающийся. На поверхности ледника, примыкающей к основанию скального массива, имеется значительное количество многотонных глыб, что свидетельствует о крупных и частых обвалах со стен.
    По заключению института географии АН СССР в месте происшествия часто происходят камнепады, режим которых чрезвычайно произволен, как по точкам срыва, так и по времени. Разлет камней при этом достигает 50-60 м.
    По заключению института сейсмостойкого строительства и сейсмологии Таджикской ССР, с 05:30 до 23:32 23 августа 1985 г. на территории Таджикистана зарегистрировано 14 толчков землетрясения от 3 до 9 баллов в эпицентрах, что, без сомнения, оказало влияние на интенсивность камнепадов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является потеря управляемости вертолета в результате попадания инородных тел (камней), сорвавшихся со скальной вершины, в несущую систему при выполнении поисково-съемочного полета вблизи скального хребта.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.