|
|
|
Катастрофа Ми-8 Западно-Сибирского УГА в Томской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 июня 1985 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Томская область, Александровский район, близ дер. Ларино
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22323
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
При транспортировке груза (барабан с кабелем) на внешней подвеске днем в простых метеоусловиях произошло самопроизвольное рассоединение нештатного строповочного троса с грузом внешней подвески. Свободный конец троса попал в зону вращения лопастей НВ и захлестнулся петлей вокруг лонжерона 5-й лопасти, в результате чего тросом смяло обшивку и стрингеры хвостовой балки, после чего она отделилась от вертолета. Неуправляемый вертолет столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и служебный пассажир, который осуществлял подготовку груза к перевозке на внешней подвеске, погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22323 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1977 |
Заводской номер ВС |
7145 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что в нарушение Инструкции МГА № 38/И-82 г. барабан с кабелем был подцеплен за одну ветвь строповочного троса через отверстие в нем и зафиксирован металлическим стержнем. Бортмеханик перед подцепкой груза на внешнюю подвеску не проконтролировал надежность крепления барабана и заделку конца кабеля.
Ненадежно закрепленный конец кабеля послужил причиной возникновения опасной ситуации в полете – сходу кабеля с барабана. При размотке кабеля им был увлечен фиксирующий стержень, что привело к отсоединению груза.
Неправильный выбор места крепления строповочного троса и способа его фиксации создали условия для самопроизвольного отсоединения груза от внешней подвески вертолета при сходе кабеля с барабана. Неправильная оценка командиром вертолета опасной ситуации при разматывании кабеля в полете и его запоздалые действия по сбросу груза оказали влияние на развитие катастрофической обстановки.
Основные технические требования к грузам, транспортируемым вертолетами на внешней подвеске, утвержденные МГА 30.07.82, с летным составом не изучались. Бортмеханик не выявил нарушений в строплении груза, так как схем строповки, типовых таблиц и технологических карт в Стрежевском ОАО нет, и не выполнил требований Инструкции МГА №38/И-82 г. в части подцепки груза на двух ветвях строповочного троса.
Возникновение и развитие опасной ситуации происходило вследствие следующих факторов:
- стропальщиком конец кабеля надежно на барабане закреплен не был, груз подцеплен за одну ветвь строповочного троса, место и способ крепления груза выбраны неправильно;
- бортмехаником не выполнены Требования Инструкции МГА №38/И-82 г. в части обязательного наличия двух ветвей строповочных тросов при перевозке груза на внешней подвеске;
- командир вертолета неправильно оценил опасную ситуацию при разматывании кабеля в полете и с опозданием принял решение на сброс груза, что не предотвратило ее переход в катастрофическую ситуацию.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причинами авиационного происшествия явились:
- нарушение п.п. 2 и 9 «Основных технических требований к грузам, траснпортируемым на внешней подвеске», утвержденной МГА 30.07.82, в части неправильного выбора места крепления строповочного троса и способа его фиксации, а также наличия одной ветви троса вместо двух (приложение 2, п.3 Инструкции МГА №38/И-82 г.);
- запоздалое решение КВС об аварийном сбросе груза.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|