Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Западно-Сибирского УГА в Томской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 июня 1985 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Александровский район, близ дер. Ларино
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22323
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
 


Описание
    При транспортировке груза (барабан с кабелем) на внешней подвеске днем в простых метеоусловиях произошло самопроизвольное рассоединение нештатного строповочного троса с грузом внешней подвески. Свободный конец троса попал в зону вращения лопастей НВ и захлестнулся петлей вокруг лонжерона 5-й лопасти, в результате чего тросом смяло обшивку и стрингеры хвостовой балки, после чего она отделилась от вертолета. Неуправляемый вертолет столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и служебный пассажир, который осуществлял подготовку груза к перевозке на внешней подвеске, погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22323
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 7145
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что в нарушение Инструкции МГА № 38/И-82 г. барабан с кабелем был подцеплен за одну ветвь строповочного троса через отверстие в нем и зафиксирован металлическим стержнем. Бортмеханик перед подцепкой груза на внешнюю подвеску не проконтролировал надежность крепления барабана и заделку конца кабеля.
    Ненадежно закрепленный конец кабеля послужил причиной возникновения опасной ситуации в полете – сходу кабеля с барабана. При размотке кабеля им был увлечен фиксирующий стержень, что привело к отсоединению груза.
    Неправильный выбор места крепления строповочного троса и способа его фиксации создали условия для самопроизвольного отсоединения груза от внешней подвески вертолета при сходе кабеля с барабана. Неправильная оценка командиром вертолета опасной ситуации при разматывании кабеля в полете и его запоздалые действия по сбросу груза оказали влияние на развитие катастрофической обстановки.
    Основные технические требования к грузам, транспортируемым вертолетами на внешней подвеске, утвержденные МГА 30.07.82, с летным составом не изучались. Бортмеханик не выявил нарушений в строплении груза, так как схем строповки, типовых таблиц и технологических карт в Стрежевском ОАО нет, и не выполнил требований Инструкции МГА №38/И-82 г. в части подцепки груза на двух ветвях строповочного троса.
    Возникновение и развитие опасной ситуации происходило вследствие следующих факторов:
    - стропальщиком конец кабеля надежно на барабане закреплен не был, груз подцеплен за одну ветвь строповочного троса, место и способ крепления груза выбраны неправильно;
    - бортмехаником не выполнены Требования Инструкции МГА №38/И-82 г. в части обязательного наличия двух ветвей строповочных тросов при перевозке груза на внешней подвеске;
    - командир вертолета неправильно оценил опасную ситуацию при разматывании кабеля в полете и с опозданием принял решение на сброс груза, что не предотвратило ее переход в катастрофическую ситуацию.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причинами авиационного происшествия явились:
    - нарушение п.п. 2 и 9 «Основных технических требований к грузам, траснпортируемым на внешней подвеске», утвержденной МГА 30.07.82, в части неправильного выбора места крепления строповочного троса и способа его фиксации, а также наличия одной ветви троса вместо двух (приложение 2, п.3 Инструкции МГА №38/И-82 г.);
    - запоздалое решение КВС об аварийном сбросе груза.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.