Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Г-1 Управления полярной аваиции ГУСМП в районе Игарки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1945 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 6 км от а/п Игарка
Тип ВС:  Г-1
Регистрация ВС:  СССР-Н286
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    18 апреля 1945 г. в аэропорт Дудинка из Сопочной Карги прилетел самолет Игарской авиагруппы Г-1 Н-286 с экипажем в составе пилота, бортмеханика и бортрадиста для дальнейшего следования на Волочанку. Утром 19 апреля погода в сторону Волочанки была нелетная. Пилот, минуя начальника аэропорта, по радио обратился непосредственно к командиру авиагруппы с просьбой разрешить ему вылет на Игарку, на что и было получено разрешение.
    Придя на метеостанцию и получив от дежурного синоптика устную консультацию погоды, в которой указывалось, что данное положение синоптической обстановки является неустойчивым, и в пути на Игарку могут быть снежные заряды с ухудшением видимости до плохой, пилот от вылета воздержался. В 09:20 мск в Дудинку из Игарки прилетел другой пилот той же авиагруппы, который сообщил ему о благоприятной метеорологической обстановке на участке Игарка – Дудинка. Такое сообщение и сам факт прилета этого пилота повлияли на пилота, и он самостоятельно принял решение вылетать.
    Руководствуясь сообщением прилетевшего пилота о фактической погоде на участке Игарка – Дудинка, а также и состоянием ее в Игарке на 10:00 мск, синоптик, забыв данную им же неблагоприятную консультацию, выдал пилоту информационный бланк с прогнозом с 10:00 мск до 16:00 мск: облачность полная, высота 300-600 метров, местами снег, видимость – 4-10 км, ветер южной четверти 2-4 балла, температура – 10-14º. Данный прогноз, как соответствующий установленному минимуму погоды, допускал возможность вылета, и начальник аэропорта, не вдаваясь в причины такого быстрого изменения синоптической обстановки, не придав никакого значения нетрезвому состоянию синоптика и не обратив даже внимания на качество заполнения информационного бланка, механически подписал разрешение пилоту на полет.
    Информационный же бланк был заполнен дежурным синоптиком небрежно: не указана дата, не занесена погода пункта вылета, не указан прогноз в пункте посадки и ряд других упущений. Кроме того, как потом было выяснено, последняя синоптическая карта была недоработана, и данные нанесены на нее были неправильно.
    В 10:50 мск самолет Г-1 Н-286 вылетел из Дудинского аэропорта, имея на борту 10 пассажиров и 281,5 кг багажа.
    До 12:00 мск полет протекал в нормальных условиях. Погода в пути соответствовала установленному минимуму. Радиосвязь самолет держал с Дудинским аэропортом, а с 12:00 связывался с Игарским, получив от последнего новые сведения погоды, где указывалось, что видимость уменьшилась до 2 км и идет умеренный снег. В 12:15 мск бортрадист самолета передал на Игарскую радиостанцию сообщение о плохой погоде и видимости в полете, что скоро будут в Игарке. На этой передаче связь с самолетом закончилась.
    В то время, как самолет был на подходе к Игарке, в район последней надвинулся снежный заряд с ливневым снегопадом и с ухудшением видимости до 100-200 метров. Начальник Игарского аэропорта и диспетчер авиагруппы, зная, что самолет уже идет в плохих метеорологических условиях, и, видя резкое ухудшение погоды в Игарке, никаких мер не приняли и спокойно ожидали прилета самолета. Находившийся тут же на аэродроме командир авиагруппы, зная, что самолет Г-1 не допущен к полетам в сложных метеоусловиях и что пилот имеет малый самостоятельный налет на данном типе машины, также остался безучастным наблюдателем вместо того, чтобы дать распоряжение вернуть самолет в Дудинку.
    В 12:28 мск в стороне от аэропорта послышался шум работы моторов, который постепенно стал уменьшаться и очень быстро затих. Самолета из-за сильного снегопада не было видно. Диспетчер авиагруппы, предполагая, что пилот, не видя Игарки, пролетел ее, стала вызывать по радио самолет и давать распоряжение «кружиться над нами», но установить связь с последним так и не удалось. В это время пилот, подлетая к Игарке при плохой видимости, неожиданно попал в районе Игарки в снежный заряд и, сбавив обороты моторов, стал снижаться, придерживаясь правого берега р. Енисей. Учитывая высоту правого берега и препятствий самого города, разворот стал производить вправо для того, чтобы перейти на левый берег, более низкий, но имеющий меньше отличительных ориентиров. При отсутствии видимости земли вследствие сильного снегопада, при котором, очевидно, забило снегом стекла фонаря пилотской кабины, чем еще больше ухудшилась видимость для пилота, а также при отказе пилотажных приборов самолет со снижением при правом развороте задел консолью правой плоскости за кромку берега и в 6 км от аэропорта потерпел катастрофу.
    В результате катастрофы погибли экипаж и 4 пассажира; тяжело ранены 4 пассажира и легко – 2.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 10 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Г-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н286
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1929
Заводской номер ВС 726
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Дудинка
Пункт назначения Игарка
Начальный пункт маршрута Дудинка
Конечный пункт маршрута Волочанка


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины катастрофы:
    1. Отсутствие в Игарской авиагруппе воспитательной работы среди летного состава, направленной на повышение дисциплины, на точное выполнение существующих наставлений, инструкций и приказов и на изучение летных происшествий. Из предыдущих катастроф и аварий самолетов по аналогичным причинам в Игарской авиагруппе уроков не сделали, до сознания людей не довели и о них быстро забыли;
    2. Отсутствие порядка и низкий уровень руководства и контроля за летной работой. Подготовка вылета из Дудинки протекала в условиях полной самостоятельности действий пилота. Проявлена бездеятельность в Игарском аэропорту в присутствии командира авиагруппы;
    3. Безответственное отношение начальника Дудинского аэропорта к выпуску в рейс пилота при явно завышенном прогнозе и с небрежно заполненным информационным бланком, а также слабая дисциплина среди работников аэропорта, вследствие чего синоптик был допущен к исполнению служебных обязанностей в нетрезвом состоянии;
    4. Бездеятельность диспетчера авиагруппы в области руководства движением самолета и неоперативность при создавшейся сложной обстановке;
    5. Безобразное, граничащее с преступным поведение дежурного синоптика Дудинского аэропорта, который при исполнении служебных обязанностей находился в нетрезвом состоянии, благодаря чему допущена небрежность в заполнении синоптической карты и информационного бланка и дача пилоту прогноза, не соответствующего устной консультации;
    6. Недисциплинированность пилота, выразившаяся в том, что он, встретив в пути плохие метеорологические условия с плохой видимостью, не вернулся в аэропорт вылета – Дудинку, а упорно продолжал полет на самолете Г-1, на котором категорически запрещается летать вслепую.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.