Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа МП-7 Управления полярной авиации ГУСМП в Дудинке
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 сентября 1943 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Дудинка
Тип ВС:  МП-7
Регистрация ВС:  СССР-Н307
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    23 сентября 1943 г. самолет МП-7 Н-307 Московской авиагруппы особого назначения УПА ГУСМП в 07:35 мск вылетел по заданию штаба проводки из аэропорта Хатанга в Дудинку, имея на борту экипаж в составе командира самолета, штурмана, 1-го бортмеханика, 2-го бортмеханика и бортрадиста. Кроме экипажа самолета, на борту самолета было 8 пассажиров и 800 кг грузов. Нагрузки самолета и распределение грузов в самолете были ненормальны.
    Командир самолета, получив благоприятный прогноз погоды, вылетел по указанному маршруту. Полет проходил нормально. За время вылета в Дудинке погода несколько ухудшилась, ветер усилился до 14 м/с, стал порывистым и развил волну высотой до метра. Радиосвязь между самолетом и рацией аэропорта Дудинка была хорошей. Метеосводки получались нормально, за исключением сведений о состоянии акватории аэропорта Дудинка. Этих сведений на метеостанции Дудинка не было, так как связи между аэропортом и акваторией гидроаэропорта в Дудинке не было.
    Придя в Дудинку в 12:18 мск и не обнаружив никаких посадочных сигналов, которых также в гидропорту не было, пилот стал садиться строго против ветра. Направление посадки пилот ориентировал по производившему перед ним посадку самолету МП-7 Н-308. Самолет в первый раз коснулся верхушек волн и начал «стричь гребешки их», что сопровождалось легкими барсами. Командир самолета принял решение уйти на второй круг с тем, чтобы произвести посадку вне акватории гидроаэропорта, севернее острова Кабацкий, где волны были несколько мельче.
    Второй заход на площадку сопровождался большим углом планирования. После первого касания воды на втором заходе самолет взмыл на высоту 8-10 метров, вторично коснулся воды, снова взмыл на высоту 30-35 метров и упал в воду под углом 60-70º. После второго касания воды пилот дал газ мотором, чтобы поддержать самолет в воздухе, но, убедившись, что моторы не тянут, убрал газ. При вторичном жестком касании у самолета разрушилось днище лодки. В кабины пилота и радиста попало много волн, в силу чего нарушилась центровка и устойчивость самолета. Оказавшись неуправляемым в воздухе, самолет, благодаря потере скорости и нарушению центровки, перешел в пике и свалился в воду.
    При падении в воду самолет получил значительные повреждения, вся его носовая часть и до половины центроплан ушли в воду. Самолет стал быстро заполняться водой. При ударе об воду был убит штурман, а пилот получил ушибы и переломы. Часть экипажа и пассажиров очутилась в воде и удержалась за центроплан машины. Другая часть вначале пыталась отливать воду из самолета, а позднее, убедившись в бесполезности этого, выбралась на торчавшую из воды хвостовую часть самолета. Люди из воды и с самолета были сняты примерно через час подоспевшими случайно катерами. Дежурного катера в аэропорту не было.
    Начальник Дудинского аэропорта получил из Хатанги сведения о вылете в 07:35 мск самолетов МП-7 Н-308 и МП-7 Н-307, встречи этих самолетов не организовал. Между гидроаэропортом, рацией и метеостанцией никакой связи не было. Передать сведения о вылете двух самолетов в гидроаэропорт стартовой команде, вышедшей на катере аэропорта «Фрам» для выпуска в рейс самолета МП-1, не было возможности. По этой же причине не было сведений и о высоте волн в порту. Начальник аэропорта не знал, может ли его аэропорт принять морские машины. Техническое состояние единственного в аэропорту катера «Фрам» для выпуска было таково, что эксплуатация его в свежую погоду была запрещена. Однако этот катер все же перебросил к месту стоянки самолета МП-1 его экипаж и провожающую команду, которую возглавлял старший. Когда по состоянию акватории стало ясно, что выпуск в рейс МП-1 невозможен, старшина катера, несмотря на запрещение старшего авиатехника, снялся и ушел в поселок Дудинку. В распоряжении команды в гидроаэропорту осталось две шлюпки без весел и необходимого снаряжения.
    Таким образом, гидроаэропорт, оставшийся без плавсредств и аварийно-спасательной партии, не имевшей никакой связи с поселком Дудинка, не зная о вылете двух самолетов МП-7, не подготовился к их приему. Начальник же Дудинского аэропорта, находясь в поселке Дудинка, зная о вылете в порт к нему двух самолетов, не связался с самолетами, не уведомил их о состоянии водной акватории в аэропорту, не принял срочных мер по организации аэродромной службы для приема самолетов и не обеспечил плавсредствами встречу машин. В результате, помощь пострадавшим при катастрофе самолета МП-7 Н-307 была оказана со значительным опозданием случайными катерами и самолетом МП-7 Н-308. Причем, трое раненых, спасенных этим самолетом, в течение 8 часов из-за отсутствия плавсредств не могли быть доставлены на берег. Следствием этого явилась гибель пассажирки, бросившейся в воду к подходящему катеру, и потеря значительной части материальных ценностей, которые представляли аварийный самолет и его груз.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 8 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС МП-7
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н307
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1940
Заводской номер ВС 17
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хатанга
Пункт назначения Дудинка
Начальный пункт маршрута Хатанга
Конечный пункт маршрута Дудинка


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать следующие выводы:
   
    1. Непосредственным виновником катастрофы самолета МП-7 Н-307 является командир корабля, который не учел сложность метеорологической обстановки и не справился с посадкой самолета на значительную волну;
    2. Отсутствие четкой организации работы всех служб в Дудинском аэропорту, низкая трудовая дисциплина, необеспеченность плавстредствами и отсутствие связи гидроаэродрома с поселком Дудинка в значительной степени усугубило последствия гибели самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.