Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 завода №153 МАП СССР в а/п Свердловск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  07 декабря 1954 г.
Время:  08:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-И1015
Авиакомпания:  МАП СССР, завод №153 им. В.П. Чкалова (Новосибирск)
 


Описание
    Экипаж авиаотряда завода №153 им. Чкалова МАП СССР в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика, бортрадиста и инженера отряда по заданию министерства выполнял транспортный полет по маршруту Запорожье – Москва (Захарково) – Казань – Свердловск – Новосибирск. В а/п Кольцово экипаж остался на ночевку.
    После нормального предполетного отдыха экипаж в 05:15 мск явился на аэродром для подготовки к полету. Фактическая погода на аэродроме была: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, без осадков, видимость 4-10 км, слабая изморозь, температура -20°С, тихо, давление 759,8 мм рт.ст.
    В 06:35 (на 15 минут раньше планового срока вылета) командир корабля получил разрешение вырулить на старт, но сразу после выруливания был возвращен обратно на линейку дежурным по полетам, который заметил, что самолет недостаточно хорошо очищен от инея, и потребовал вторичной очистки. Зарулив на стоянку ЛЭРМ, экипаж своими силами начал вторично обметать самолет и в 06:47, то есть, за 3 минуты до планового срока вылета снова запросил разрешение на выруливание. В 06:50 с СКП дано разрешение на взлет.
    Загрузка самолета составляла 1300 кг груза. Характер взлета был необычным: хвост перед отрывом был поднят очень мало, высота его подъема (0,5 м) соответствовала скорости отрыва не более 110 км/ч, а длина разбега составила около 420 м. После отрыва самолет без выдерживания и на предельно малой скорости набрал высоту около 3-5 м с выпущенными шасси, накренился на левое крыло и вошел в левый разворот. Попытка командира корабля выровнять самолет элеронами дачей штурвала до отказа вправо закончилась образованием правого крена и полной потерей скорости. Самолет уже не слушался рулей и с правым креном свалился на правое крыло и на нос. Вследствие удара о землю разрушилась правая плоскость, снесены шасси, разрушен и деформирован фюзеляж: в передней части по 15 шпангоут, в хвостовой части – от 35 шпангоута, перебиты лонжероны центроплана, разрушен стабилизатор, деформированы винты. Самолет ремонту не подлежит, моторы подлежат переборке. Члены экипажа получили ушибы.
    При осмотре самолета непосредственно после аварии поверхности самолета были чистыми, струбцины на рулях и элеронах, а также чехла на ПВД и подушек в тоннелях маслорадиаторов не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-И1015
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.10.1949
Заводской номер ВС 6405
Наработка ВС (часы) 4093
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8111514 8111502


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания МАП СССР, завод №153 им. В.П. Чкалова (Новосибирск)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Новосибирск
Начальный пункт маршрута Запорожье
Конечный пункт маршрута Новосибирск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной и главной причиной аварии самолета явились неправильные действия командира корабля, допустившего отрыв самолета на малой скорости и перевод его в набор высоты без выдерживания у земли, в результате чего самолет потерял устойчивость и накренился влево. При исправлении левого крена элеронами командиром корабля была допущена полная потеря скорости и неуправляемое падение самолета на правое крыло.
    Способствующие причины:
    а) несработанность экипажа во время взлета, выразившаяся:
    - в пассивном поведении второго пилота, не контролировавшего положение самолета относительно горизонта и не обращавшего внимание на показания приборов;
    - нарушение бортмехаником своих должностных обязанностей: отвлёк внимание от пульта и приборов для включения бортового обогревателя БО-10 в момент отрыва самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.