Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария С-47 Управления Полярной авиации ГУСМП в районе Якутска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  21 ноября 1946 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, район Якутска
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Н424
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    Для выполнения транспортных перевозок Северо-Якутского речного пароходства в октябре 1946 года командованием Московской авиагруппы был выделен самолёт С-47 Н-424 с экипажем.
    1 ноября 1946 г. состоялся вылет из Москвы самолёта С-47 Н-424 в Якутск, куда он благополучно и прибыл. В период с 1 по 20 ноября самолет налетал 44 часа. В Якутском аэропорту под руководством сменного инженера были выполнены 25-тичасовые регламентные работы.
    21 ноября в 03:08 мск командир корабля, имея на борту самолёта 13 пассажиров и 700 кг груза, вылетел из Якутска в Красноярск. Общий полетный вес самолёта составлял 13 100 кг.
    После вылета было обнаружено, что шасси не убрались, и только после второй попытки они убрались почти полностью, но на замки не встали. Ненормальная работа гидросистемы, когда не убирались шасси и происходил самопроизвольный их выпуск, наблюдались и раньше. Так, в формуляре самолёта от 6 июля 1946 г. и в дефектной ведомости от 19 июля 1946 г. имелись записи с указанием на самопроизвольный выпуск шасси.
    Через 30–35 минут полета на левом моторе уменьшились обороты до 2 000 об/мин, и бортмеханик, дав полностью подогрев карбюраторам обоих моторов, перевел сектора качества смеси на «автобогатую». Все эти действия бортмеханика ни к чему не привели, обороты мотора продолжали падать.
    Командир корабля, убедившись в полной сдаче мотора, приказал бортмеханику переходить на одномоторный полёт. Двухкратная попытка бортмеханика поставить винт левого мотора во флюгерное положение окончилась неудачей – винт во флюгер не встал. Весь переход на одномоторный полёт выразился в том, что бортмеханик, дав сектор газа правого мотора до отказа, довел наддув до 41 дюйма, не выключив подогрев карбюратора и не увеличив обороты, что привело к значительной потере мощности правого мотора. Кран переключения гидропомп остался в обычном положении и никто из находившихся в кабине не догадался переключить гидросистему на питание от правой гидропомпы, в результате чего шасси самопроизвольно вышли, и самолёт с 700 м стал резко терять высоту. Посадку командир корабля вынужден был производить на лес. С момента касания самолётом верхушек деревьев и до окончательной остановки на земле самолет прошел 200 м, сбив 26 деревьев диаметром до 40 см. Выключение моторов перед посадкой произвел аварийным контактом сам командир корабля, а бензобаки остались не перекрыты.
    Бортмеханик, видя, что самолет садится на лес, спасая собственную жизнь, позорно бросил свое место в кабине и убежал в хвост.
    В результате посадки на лес самолет и правый мотор разбиты на 100 %, а левый мотор получил незначительные повреждения и был аварийной комиссией разобран на предмет определения причины отказа в работе.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 13 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н424
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Красноярск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Красноярск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины аварии:
    1. Неграмотная эксплуатация правого мотора и самолета при полёте на одном моторе, выразившаяся в том, что:
    а). Одномоторный полёт осуществлялся на повышенном РК без увеличения оборотов и с включенным подогревом карбюратора, что не позволило снять потребную мощность для полета на одном моторе;
    б). Непереключение питания гидросистемы на правую гидропомпу, в результате чего самопроизвольно вышли шасси;
    2. Неисправность системы флюгирования левого мотора, в результате которой винт левого мотора не встал во флюгерное положение;
    3. Выпуск самолета из Москвы с дефектами в работе гидросистемы;
    4. Плохая организация полёта в Московской авиагруппе, выразившаяся в комплектовании экипажа из лиц, не имевших достаточного опыта полета на одном моторе.
    Осмотром левого мотора и испытанием его агрегатов, произведенным аварийной комиссией, не обнаружено каких-либо отклонений от нормы и причина отказа мотора осталась не ясной.
   
    Виновники аварии:
    1. Бортмеханик, который:
    а). При приёме самолёта и в дальнейшей эксплуатации его ни разу не проверил систему флюгирования винтов;
    б). Не изучил по формулярам работу матчасти, где имелись указания на самопроизвольное выпадание шасси, и не устранил ненормальности в работе гидросистемы;
    в). Не знал режима полёта на одном моторе, что привело к неправильному использованию мощности мотора;
    г). Не переключил питания гидросистемы на правый мотор, в результате чего выпали шасси;
    д). После перехода самолёта на резкое снижение не попытался выяснить причину этого и увеличить мощность правого мотора, а оставил свое место в кабине и позорно убежал в хвост самолёта, спасая только свою жизнь;
   
    2. Командир самолёта, который проявил излишнюю доверчивость к действиям бортмеханика, положившись полностью на него при полёте на одном моторе. Кроме того, командир корабля не проявил настойчивой требовательности по приведению гидросистемы в нормально действующее состояние;
   
    3. Главный инженер Московской авиагруппы, выпустивший в ответственный и длительный полёт самолёт С-47 Н-424 с недостаточно надежной работой гидросистемы, без твердых знаний материальной части самолета С-47 и правил технической эксплуатации его;
   
    4. Командование Московской авиагруппы, допустившее в состав экипажа лиц без достаточной их проверки в знании и умении правильно действовать при полёте на одном моторе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.