Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-4 Уральского УГА в районе оз. Чангино
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 июня 1965 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Гаринский район, район оз. Чангино
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-31542
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 2-го Свердловского ОАО, имея оперативное задание и заявку от начальника отряда №9 Свердловского геодезического предприятия на полёт по переброске грузов и работников отряда в район озера Чангино Свердловской области, в 08:48 мск произвёл вылет по маршруту Сосьва – оз.Чангиго – Пелым – Сосьва. Перед вылетом из аэропорта Сосьва заправка вертолёта бензином была 880 кг, масла 110 кг, груза 70 кг, что не превышало допустимого полётного веса и центровки вертолёта. Прогноз погоды по району полётов, выданный АМСГ а/п Уктус, соответствовал минимуму пилота и трассы.
    Через 50 минут полёта экипаж прибыл на оперативную точку №1903 в районе озера Чангино и приступил к выполнению задания по вывозке груза и рабочих отряда. Площадка была подготовлена и расчищена в заболоченном мелколесье размером 150х70 метров и высотой леса в 6-8 метров за границами площадки.
    Первые два полёта по переброске груза и людей были выполнены благополучно. Перед третьим вылетом с оперативной точки №1903 было загружено 300 кг груза и 6 человек. Полётный вес вертолёта составил 6863 кг, центровка вертолёта в пределах установленных норм.
    Погода во время третьего вылета с площадки №1903 по данным гидрометеостанции а/п Гари, находящейся в 60 км от оперативной точки №1903, на 10:00 была: облачность 9 баллов, высоко-кучевая, видимость 20 км, ветер северо-северо-восточный, 2 м/сек, давление 748,8 мм рт.ст., температура +13°С, влажность 75 %, что соответствовало фактической погоде, наблюдаемой экипажем во время взлёта.
    Закончив погрузку, командира вертолёта в 10:30 мск произвёл висение. Отклонений в работе двигателя и управления вертолётом не было. Набрав высоту, превышающую деревья, пилот приступил к разгону вертолёта, по словам экипажа с курсом 40°. Вертолёт с увеличением поступательной скорости перешёл на резкое снижение. Во избежание лобового удара о лес пилот взял ручку циклического шага на себя для гашения поступательной скорости и одновременно дал левую ногу для отворота от леса. Развернувшись примерно на 30-40°, вертолёт с поступательной скоростью коснулся поверхности площадки, но был оторван от земли пилотом увеличением общего шага ручкой «шаг-газ». Набрав высоту 5-6 метров, пилот ещё раз отвернул вертолёт влево, который вновь потерял высоту и повторно уже ударился о землю. В создавшейся сложной обстановке пилот проявил растерянность, в результате чего, беспорядочно действуя ручкой общего и циклического шага и не контролируя величину общего шага, допустил перезатяжеление винта. Вертолёт при третьем непроизвольном приземлении перешёл на нос и упал на правый борт, потерпев аварию.
    В связи с отсутствием в ремпредприятиях ГА оснастки для стапельной сборки, восстановление вертолёта не представляется возможным.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31542
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1957
Заводской номер ВС 1455
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной аварии вертолёта явилось нарушение командиром вертолёта требований РЛЭ вертолёта Ми-4
    Сопутствующей причиной аварии явилось отсутствие должного порядка в организации и руководстве полётами вертолётов на оперативных точках со стороны командования лётного отряда и авиаэскадрильи.
    Основным виновником аварии является командир вертолёта, допустивший нарушение РЛЭ вертолёта Ми-4 §§ 102, 104, 105, 109 – не использовал наибольшей длины площадки для взлёта, допустил перегрузку вертолёта на 263 кг для выбранного им способа взлёта вне влияния воздушной подушки и не потребовал от членов экипажа выполнения своих обязанностей.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.