Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-26Т а/к ЮТэйр - вертолетные услуги в Заполярном районе НАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 ноября 2018 г.
Время:  15:40
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, Ненецкий автономный округ, п.п Пижма, район пос. Харьягинский, Заполярный район
Тип ВС:  Ми-26Т
Регистрация ВС:  RA-06029
Авиакомпания:  ЮТэйр - вертолетные услуги
Рейс:  9159
 


Описание
    Экипаж в составе КВС-инструктора, КВС, бортинженера, штурмана и двух бортоператоров выполнял задание по доставке груза (строительного оборудования) с посадочной площадки Пижма на насосную станцию Наульская по заявке заказчика. Обратный полет на п.п Пижма выполнялся без пассажиров и груза. При заходе на посадку ночью в сложных метеоусловиях на посадочную площадку Пижма, расположенную в тундре в 14 км северо-западнее пос. Харьягинский (67°17’41”СШ, 56°32’50”ВД,), вертолет столкнулся с землей около 700 м севернее площадки, опрокинулся на левый борт и частично разрушился. КВС-инструктор погиб, остальные получили ранения (1 член экипажа тяжелые - 4 члена экипажа - средней тяжести).
    КВС-инструктор имеет общий налет 12598 часов из них 5636 часов на Ми-26 (все в должности КВС). Ему присвоен метеоминимум: ПВП (день) 150х2000, ПВП (ночь) 450х4000, ППП 60х600.
    КВС имеет общий налет 3719 часов, в том числе на Ми-26 3606 часов, из них в должности КВС 1502 часа. Ему присвоен метеоминимум: ПВП (день) 150х2000, ПВП (ночь) 450х4000, ППП 60х600.
    Зональный прогноз погоды по району Харьягинский, выпущенный в 11:00 со сроком действия с 12 до 15 часов, предусматривал: видимость: 4000 м, дымка, локально видимость 500 м, замерзающий туман над поселками и в низинах облачность: локально сплошная облачность, нижняя граница 60 м, верхняя граница 500 м от уровня земли над поселками и в низинах обледенение: умеренное в облаках, ветер у земли неустойчивый 1 м/с, на высоте 300 м 80° 4 м/с, на высоте 600 м 100° 6 м/с, облачность: значительная слоисто-кучевая, нижняя граница 450 м, верхняя граница 2000 м от уровня земли, значительная высокослоистая, нижняя граница 2000 м, верхняя граница выше 3000 м от уровня земли, давление 760 мм рт.ст.
    Зональный прогноз погоды по району Харьягинский, выпущенный в 14:00 со сроком действия с 15 до 21 часа, незначительно отличался от предыдущего по скорости и направлению ветра по высотам и количеству облачности (в сторону его уменьшения).
    При расследовании установлено: экипаж произвел взлет с п.п. Пижма в 10:30 местного времени с целью доставки 17 тонн груза строительных материалов на посадочную площадку насосной станции Наульская. Полет по заданному маршруту выполнялся на высоте 600 м по давлению, приведенному к уровню моря. В 11:35 экипаж произвел посадку на насосной станции Наульская. По окончании работ по разгрузке вертолета экипаж в 14:35 (при еще действующем прогнозе погоды) произвел вылет на посадочную площадку Пижма, где базировался вертолет. После взлета экипаж вышел на связь с диспетчером УВД аэродрома Варандей, в зоне ответственности которого он находился, и получил от него погоду на п.п. Харьягинская, расположенной в 14 км от п.п. Пижма (ветер неустойчивый 1 м/с, видимость 5000 м, дымка, облачность значительная на 100 м, температура -30°С, давление 753 мм рт. ст.). Поскольку полет выполнялся в ночное время (темнота 28.11.2018 в районе п.п. Пижма наступила в 14:20), то метеоусловия для полета по ПВП, согласно требованиям РПП авиакомпании, должны были быть 450х4000 м, т.е. погода в районе площадки по высоте облачности не соответствовала минимуму для выполнения посадки по ПВП.
    Получив погоду, несмотря на несоответствие метеоусловий для полета по ПВП в районе посадочной площадки, КВС-инструктор принял решение на продолжение полета на п.п. Пижма. Полет по маршруту выполнялся на высоте 600 м по приведенному давлению. С примерно 20-й минуты и до конца полета пилотировал вертолет КВС-инструктор.
    В 14:57, после входа в зону ответственности диспетчера УВД КДП МВЛ Харьягинский, экипаж связался с ним и получил данные о погоде в районе п.п. Пижма (видимость 2000 м, штиль, облачность сплошная на высоте 80 м, температура -30°С). Прослушав погоду, экипаж попросил диспетчера подсказать погоду в аэропорту Усинск, находящемуся в 150 км южнее п.п. Пижма. Диспетчер запросил погоду в Усинске и передал экипажу (за 15:00 в Усинске ветер неустойчивый 2 м/с, видимость более 10 км, облачность незначительная на высоте 100 м, температура -28°С, давление 754 мм рт. ст.). Остаток топлива (около 4000 кг) позволял экипажу выполнить полет до Усинска или Нарьян-Мара, однако КВС-инструктор принял решение продолжить полет на п.п. Пижма.
    В 15:19 получил от диспетчера разрешение занять высоту 500 м по давлению QFE = 753 мм рт. ст., а также погоду на п. п. Харьягинская: «Штиль, видимость 2000 м, облачность сплошная с нижней границей 80 м, температура минус 30 °С». Экипаж дал подтверждение о занятии указанной высоты по давлению 753 мм рт.ст. и передал, что земля визуально просматривается.
    В 15:21 экипаж приступил к выполнению захода на п.п. Пижма. Заход на посадку выполнялся с прямой, с доворотом на посадочный курс 185°, по командам штурмана, пользовавшегося личным GPS-навигатором. В 12:28 экипаж вышел на посадочную площадку и приступил к выполнению посадки на нее, но на высоте около 3 м потерял контакт с наземными ориентирами из-за поднятого вертолетом снежного вихря, после чего КВС-инструктор выполнил уход на второй круг.
    После ухода на второй круг КВС-инструктор принял решение выполнить повторный заход на посадку. Заход выполнялся по правой коробочке на высоте 300 м. Выйдя на посадочный курс и приступив к снижению, в 15:34, на удалении 500 м от посадочной площадки, на высоте 100 м и скорости 75 км/ч КВС увидел огни маркировки площадки, однако из-за повышенных высоты и скорости подхода к ней КВС-инструктор выполнить посадку не смог и ушел на второй круг.
    Третий заход на посадку выполнялся также по правой коробочке на высоте 300 м с тем же курсом посадки. На удалении 3,5 км от площадки вертолет вышел на посадочный курс. КВС-инструктор приступил к снижению, выдерживая чуть большую вертикальную скорость (около 3 м/с), чем в предыдущем заходе, и стремился своевременно уменьшить путевую скорость. В 15:39:49, на удалении 1200 м от площадки, штурман доложил высоту 50 м и приборную скорость 70км/ч. Других докладов о высоте полета до конца полета не было, что свидетельствует об отсутствии контроля за высотой членами экипажа. С удаления 800 м от площадки приборная скорость начала уменьшаться до значений менее 50 км/ч. ВС продолжало снижение ниже высоты 50 м. Вертикальная скорость снижения составляла около 8 м/с.
    На высоте 15-20 м вертолет вышел из облачности. В 15:40:21 КВС-инструктор энергично увеличил общий шаг несущего винта с 4,9 до 11°, что уменьшило вертикальную скорость снижения до 6 м/с. Одновременно кто-то из членов экипажа произнес: «Вот они огни». Через 3 сек, в 15:40:24, произошло столкновение вертолета с землей с вертикальной скоростью 5-6 м/с и перегрузкой 3,3 ед.
    Непосредственно перед столкновением с землей произошло столкновение лопастями несущего винта с деревянным столбом линии электропередачи, проходящей под углом 45-50° к курсу захода (высота столба около 10 м, столкновение произошло на высоте около 8 м), что привело к разрушению лопастей несущего винта и опрокидыванию вертолета на левый борт.
    При разрушении лопастей несущего винта, вследствие их разбалансировки, произошли соударения лопастей с кабиной экипажа, что привело к ее значительному повреждению, гибели КВС-инструктора и травмированию остальных членов экипажа. Также лопастями несущего винта разрушены пылезащитные устройства и обечайки входных устройств двигателей. После опрокидывания на левый борт произошел сдвиг хвостовой балки с разрушением трансмиссии .
    На земле поврежден деревянный столб линии электропередачи и оборваны электрические провода.
    По показаниям очевидцев, в момент прилета вертолета над п.п. Пижма была сплошная облачность приподнятого тумана с нижней границей около 20 м (ретрансляционная вышка высотой 31 м, расположенная в 200 м от площадки, была наполовину закрыта облаками), ветер слабый до 1 м/с, видимость под облаками около 2000 м.
    По заключению комиссии, наличие у ВС перед столкновением с землей вертикальной скорости снижения около 8 – 6 м/с может свидетельствовать о его попадании в режим вихревого кольца. Попадание в этот режим возможно при вертикальном снижении или снижении с малыми поступательными скоростями. По расчетам комиссии, при посадочной массе вертолета около 32 тонн и приборной скорости менее 50 км/ч, попадание в режим вихревого кольца возможно при наличии вертикальной скорости снижения 5 м/с и более.
   
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ведется расследование
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-26Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-06029
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 23.02.1990
Заводской номер ВС 34001212405
Наработка ВС (часы) 5575
Наработка ВС (циклы) 4694
Силовая установка 2251362801098 2251364901072


Сведения о рейсе

Номер рейса 9159
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ЮТэйр - вертолетные услуги
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.