Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Уральского УГА в Уржумском районе Кировской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 июня 1990 г.
Время:  17:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кировская область, Уржумский район, 15 км восточнее села Шурма
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-19730
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Кировский ОАО
 


Описание
    Экипаж 13 летного отряда Кировского ОАО выполнял АХР по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур с базированием в а/п МВЛ Малмыж. Производственные полеты производились с 19 по 26 июня. В день авиационного происшествия экипаж закончил АХР в 07:35 (выполнено 13 полетов с налетом 1 час 30 минут). На 12:00 был запланирован перелет в базовый аэропорт Киров. Период времени до перелета предполагалось использовать для оформления документов о выполненных работах. В течение дня план на вылет переносился два раза, с объяснениями возникших осложнений с оформлением актов о выполнении работ.
    Вылет из а/п Малмыж произведен в 16:30. На борту находились КВС, второй пилот и авиатехник. По предварительному сговору с радиооператором а/п Малмыж и начальником аэропорта МВЛ Каксинвай, там была произведена непредусмотренная заданием на полет посадка. Радиооператор а/п Малмыж о вылете самолета из а/п Малмыж и посадке в а/п Каксинвай информацию не передавал, а после вылета самолета из а/п Каксинвай передал ложную информацию о вылете борта из а/п Малмыж. Посадка в а/п Каксинвай (30 км восточнее а/п Малмыж) была произведена с целью покупки продуктов в магазине.
    В 17:15 экипаж произвел вылет из Каксинвая, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На месте второго пилота находился авиатехник. В 17:38 экипаж доложил диспетчеру а/п МВЛ Уржум о входе в зону и больше на связь не выходил.
    По свидетельству очевидцев, самолет шел на предельно малой высоте, затем с большим углом крена развернулся в сторону работавшего в поле в районе н.п. Селино Кильмезского р-на трактора. По показаниям тракториста, самолет прошел над ним на высоте 1 м, перед ЛЭП набрал высоту и, преодолев ее, снова снизился. Работавший на другом поле в том же районе тракторист показал, что самолет прошел над ним на высоте 2-3 м. В дальнейшем этот тракторист наблюдал полет самолета на предельно малой высоте над лесом до его падения. Перед падением самолет резко взмыл вверх.
    Место катастрофы было обнаружено в лесу, в 15 км восточнее н.п. Шурма Уржумского р-на. Самолет разрушился и сгорел, все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла в 17:50 мск.
    Судебно-медицинская экспертиза установила среднюю степень алкогольного опьянения на момент смерти у всех членов экипажа (КВС - 2,1‰ в крови, второй пилот - 2,8‰ в моче, авиатехник - 2,7‰ в моче).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19730
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1975
Заводской номер ВС 1G165-44
Наработка ВС (часы) 8200
Наработка ВС (циклы) 22244
Силовая установка К 1620076


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Кировский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Каксинвай
Пункт назначения Киров
Начальный пункт маршрута Малмыж
Конечный пункт маршрута Киров


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что после вылета из а/п Каксинвай, находясь в состоянии алкогольного опьянения, экипаж перешел на полет на недопустимо малой высоте над пересеченной местностью и выполнил недозволенные эволюции над тракторами в поле. Выйдя из долины реки Кильмезь на предельно малой высоте, над местностью со встречным уклоном, имеющей отдельные группы деревьев, возвышающиеся над мелколесьем до 30 м, имея положение вечернего солнца навстречу курсу полета (280° в глаза) и угол солнца над горизонтом 30°, КВС лишил себя возможности своевременно и правильно оценивать обстановку. Увидев в непосредственной близости от себя группу деревьев (сосен-семенняков) высотой до 40 м, КВС резко и несоразмерно взял «на себя» штурвал, переведя самолет на крутой угол набора. Одновременно он установил двигателю взлетный режим и выпустил закрылки на 10° для преодоления препятствий. Самолет набрал высоту 50-60 м, потерял скорость и перешел на закритические углы атаки. Ускорению выхода самолета на закритические углы атаки способствовал выпуск закрылков до 10°. Прекратить развитие этой аварийной ситуации КВС не имел возможности. Самолет самопроизвольно, с опусканием носа, левым креном и скольжением, с углом около 70° столкнулся с землей и полностью разрушился и сгорел. Возникновению и развитию аварийной ситуации способствовало нахождение авиатехника на месте второго пилота.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    - недисциплинированность экипажа, выразившаяся в употреблении спиртных напитков перед полетом
    - нарушение безопасной высоты полета
    - нахождение авиатехника на правом пилотском кресле
    - плохая организация контроля за АХР со стороны Кировского ОАО.
    Происшествию способствовало:
    - Отсутствие штаба АХР в Кировском ОАО Уральского УГА на сезон АХР 1990 года;
    - Направление на АХР в отрыве от базы летного состава, имевшего ранее грубые нарушения правил полетов и дисциплины (второй пилот ранее летал в качестве КВС и был снят с должности за нарушение требований НПП ГА руководства на АХР, так как в 1987 г. провозил неофициальных посторонних лиц при выполнении перелета на АХР);
    - Некачественная организация и проведение медицинского контроля летного состава на оперативных точках АХР.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.