Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2ТП Архангельского УГА близ Вождоромы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 февраля 1990 г.
Время:  15:44
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Холмогорский район, 1 км северо-восточнее Вождоромы
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-07207
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Рейс:  744
 


Описание
    В день происшествия экипаж 4 летного отряда был назначен для выполнения рейсов №13285/86 Васьково – Несь – Чижа и обратно с проверяющим (с целью проверки техники пилотирования КВС после выхода из отпуска). По метеоусловиям полет не был выполнен, командир АЭ в нарушение НПП ГА-85 и в отступление от плана полета дал задание проверяющему вылететь с другим экипажем на озеро Муроканское для определения пригодности площадки для приема самолетов Ан-2, а провести проверку КВС решил сам (при наличии погоды по другому маршруту).
    После составления новых прогнозов погоды (с 12:00) он принял решение выполнить полет рейсом №743/744 Васьково – Березник – Рочегда и обратно.
    Полет до а/п Березник проходил на высоте 500 м. К 13:30 нижняя граница 10-ти бальной разорвано-дождевой облачности составила 160 м. При подходе к а/п Березник экипаж ухудшение метеоусловий полета не доложил, но запросил место самолета у КДП МВЛ (по ДРЛ-7С). Диспетчер метку не наблюдал и место выдать не смог, что вызвало удивление экипажа, который снизился до 200 м и до 150 м и в 13:56 произвел посадку в а/п Березник. В нарушение НПП ГА-85 ухудшение метеоусловий на высоте полета 150 м экипаж службе движения не доложил, диспетчер эту информацию не запрашивал. Полет в Рочегду и обратно до Березника выполнен по ПВП на высоте 150 м под облаками. Посадка в а/п Березник произведена в 14:39.
    Фактическая погода а/п Березник за 14:30 – ветер 130° 2 м/с, видимость более 3000 м, облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 180 м.
    Экипаж произвел взлет в 14:41. Поскольку барограмма была уничтожена при пожаре, фактическая высота полета самолета неизвестна. По докладам экипажа и по факту устойчивой радиосвязи она составляла 500-400 м. Фактическая погода в момент взлета и до момента катастрофы была хуже для полета по ПВП на этой высоте. Полет выполнялся над верхней кромкой 10-ти бальной облачности или в облаках. Метеостанция в Холмогорах, в 4 км от поворотного пункта маршрута Ломоносовка, в 15:45 зафиксировала туман. Находясь в условиях, исключающих полет по ПВП на высоте 500-400 м, экипаж не смог определить пролет Ломоносовки и запросил в 15:36 диспетчера МДП Васьково место самолета. Удаление диспетчер дать не смог, а радиопеленгатор АРП-75 не работал с августа 1989 г. Диспетчер предложил экипажу перейти на частоту диспетчера пункта круга «Нижний» (15,5 км от Васьково), который мог дать место или пеленг. Установив связь с Нижним, экипаж получил устойчивый обратный пеленг 280°. Место диспетчер выдать не смог, так как не наблюдал метку на РЛС.
    В 15:38 экипаж доложил МДП Васьково пролет ПП Ломоносовка. Ухудшения метеоусловий в сообщении экипаж не отметил. После доклада о пролете Ломоносовки на высоте 400 м экипаж запросил снижение до 150 м по расчету на следующий поворотный пункт Концегорье. Диспетчер дал разрешение занимать истинную высоту 150 м. В дальнейшем связи с экипажем не было.
    В 15:44 на участке маршрута Ломоносовка – Концегорье, в 56 км от Архангельска, правее границы трассы 4 км, самолет левой полукоробкой крыльев столкнулся с растяжкой антенной системы в/ч 20851. Самолет обнаружен военнослужащими воинской части в 17:40 в лесу на служебной территории возле антенной растяжки (в 17 км от ПП Ломоносовка) разрушенным и сгоревшим. Все три члена экипажа и пассажирка погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-07207
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1G146-36
Заводской номер ВС 24.04.1973
Наработка ВС (часы) 13463
Наработка ВС (циклы) 13919
Силовая установка К1642622


Сведения о рейсе

Номер рейса 744
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Березник
Пункт назначения Архангельск (Васьково)
Начальный пункт маршрута Рочегда
Конечный пункт маршрута Архангельск (Васьково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при выполнении полета по ЛЗП до поворотного пункта маршрута Ломоносовка и развороте над ним (или на линии обратного пеленга 280° от ДПК Нижний, которая проходит в 4 км южнее Ломоносовки) на курс 282°, обеспечивается пролет ВС искусственных препятствий в пределах правой границы трассы. Фактически самолет летел в условиях тумана, переходящего в низкую облачность, от карьера на правом берегу реки Северная Двина (в 10 км от ППМ Ломоносовка, находящегося на левом берегу реки) через территорию воинской части с курсом около 280°, не изменив его до столкновения с растяжкой антенны на высоте 75-85 м. Место катастрофы и линия пути перед столкновением находится в 4 км от правой границы трассы и в 14 км от линии обратного пеленга 280° ДПК Нижний. Туман, образовавшийся в 15:45 в Холмогорах на заключительном участке маршрута за 60-70 км от аэродрома назначения перед приближающимся теплым фронтом, не прогнозировался. Штормовое оповещение о тумане в Холмогорах поступило в Васьково в 16:01 (после АП).
    Туман в районе полета самолета исключал полет по ПВП (минимум ПВП трассы 150х2000 м), но экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 продолжил полет до аэропорта назначения, не переходя на ППП. Не имея визуального контакта с землей и ориентирами, фактически выполняя полет по приборам вопреки требованиям НПП ГА-85, экипаж свои действия со службой УВД не согласовывал, отклонение от ЛЗП не определил, возможности РТС аэродромов Васьково, Лахта и Архангельск для определения места самолета не использовал. В нарушение НПП ГА-85 при уклонении от трассы экипаж приступил к снижению по расчету времени с высоты 400 м вместо набора высоты для перехода на ППП. Снижение происходило до высоты 75-85 м- ниже безопасной (160 м). Полет на этой высоте в условиях тумана не мог обеспечить экипажу визуальный контакт с пролетаемой местностью, а ведение визуальной ориентировки было затруднено ввиду сплошного лесного массива без характерных ориентиров. Полет на высоте 75-85 м с курсом 280° привел к сближению с антенной системой воинской части с многочисленными тросовыми растяжками, имеющей абсолютную высоту 294 м.
    Столкновение самолета с растяжкой левой крайней антенны произошло левой полукоробкой крыльев возле бипланной стойки. В результате левая полукоробка разрушилась. Самолет пролетел 250 м и столкнулся с землей под углом 80-90°. При ударе о деревья и землю он окончательно разрушился и сгорел.
    Прогноз погоды по месту АП предусматривал – видимость 3000 м, дымка, ливневый снег с дождем, облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая высотой 150 м. Фактическая погода – туман. Таким образом, метеообеспечение полета по маршруту Березник – Васьково выполнялось некачественно, прогноз погоды (вышеуказанный корректив), переданный экипажу перед вылетом из а/п Березник, не оправдался.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем ПВП при неоправдавшемся прогнозе погоды, выразившееся в продолжении полета до аэродрома назначения при погоде хуже минимума по ПВП, что исключило ведение визуальной ориентировки и привело к отклонению от линии заданного пути. Последующее снижение ниже безопасной высоты привело к столкновению самолета в условиях тумана с маркированным искусственным препятствием. Причиной нарушения НПП ГА-85 явилась недисциплинированность экипажа и проверяющего при подготовке и выполнении полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.