Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-14 Литовской ОАГ ГВФ в а/п Одесса
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 июня 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Одесса
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-91536
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Литовская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Экипаж Литовской ОАГ ГВФ в составе командира корабля, второго пилота и бортрадиста выполнял пассажирский рейс по маршруту Вильнюс – Киев – Одесса – Симферополь. При вылете из Киева на борту находились 29 взрослых пассажиров и 3 ребенка (в том числе 10 человек – делегация КНР).
    При входе в район а/п Одесса (Центральный) экипаж в 10:57 установил связь с КДП и получил от диспетчера разрешение снижаться до высоты 600 м, а также условия на посадку: давление 752,6 мм рт.ст., посадочный курс 342°. Командир корабля доложил на КДП, что на борту находится группа иностранных пассажиров.
    При подходе к аэродрому экипаж, по указанию КДП, перешел на связь с диспетчером СКП, запросил у последнего разрешение на вход в малый круг и заход на посадку, на что получил ответ СКП: «Вход в круг разрешаю, посадка с МК=360°, давление 752,6 мм рт.ст., ветер 320° 6 м/с». Это означало, что самолет принимался на непригодную запасную полосу. Решение о приеме самолетов с поршневыми двигателями на запасную полосу с МК=360° было принято руководителем полетов по указанию начальника аэропорта в связи с тем, что на основной бетонной ВПП с МК=342° производились работы по заливке швов бетонных плит.
    Запасная полоса с МК=360° состоит из щебенчатого покрытия длиной 600 м, с которого были сняты металлические плиты, из металлического покрытия длиной 500 м и 1000 м бетона (общая длина ВПП 2100 м).
    Сомневаясь в правильности команды о посадке на запасную ВПП с МК=360°, командир корабля неоднократно запрашивал и уточнял место посадки. Диспетчер СКП в ответных командах экипажу проявлял небрежность и поспешность, ориентируя экипаж о посадке «на грунт левее полосы» и указывая место приземления – траверз будки с красной крышей. Из его команд следовало, что приземление самолета следует производить не на запасную полосу с МК=360°, а левее ее на грунт. Сам он при этом подразумевал, что ориентирует на посадку левее основной ВПП с МК=342° на запасную полосу с МК=360°. Этим диспетчер грубо нарушил принятую фразеологию радиообмена с экипажем самолета и ввел в заблуждение экипаж о месте посадки.
    Прием самолета производился при отсутствии выложенного посадочного знака на старте. Передвижной СКП был установлен не в начале ВПП, как это положено, а в месте, откуда диспетчер СКП не имел возможности вести визуальный контроль за заходом самолета на посадку. О наличии траншей и земляных брустверов на аэродроме экипаж диспетчеры КДП и СКП не предупредили.
    Не видя посадочных знаков и не зная, выложены ли эти знаки, диспетчер СКП окончательно дезориентировал экипаж, передав ему команду: «Левее, левее полосы. Я вас вижу, я вам подскажу». Получив от диспетчера СКП такие нечеткие команды, командир корабля, не видя посадочных знаков, все же решил производить посадку левее запасной ВПП с МК=360°. При этом командир корабля также проявил халатность: расчет на посадку произвел с перелетом, подвел самолет к земле на большой скорости и произвел посадку левее запасной полосы на 100 м и в 450 м от ее начала. На пробеге, вследствие наличия на грунте неровностей и канав, скрытых высокой травой, самолет дважды отделялся от земли. Перескочив через две траншеи, на расстоянии 730 м от места первоначального приземления самолет ударился о земляной бруствер, снёс шасси и лёг на фюзеляж. Экипаж и пассажиры получили ранения и ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 32 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91536
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1957
Заводской номер ВС 147001410
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Литовская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киев (Жуляны)
Пункт назначения Одесса
Начальный пункт маршрута Вильнюс
Конечный пункт маршрута Симферополь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии явились:
    - неудовлетворительная организация приема самолета и плохое руководство его заходом на посадку в а/п Одесса;
    - халатность командира корабля, принявшего неправильное решение производить посадку на грунт, не видя посадочных знаков, и приземлившего самолет с перелетом, на повышенной скорости.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.