Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Як-12 и катастрофа планера КАИ-12 Свердловского АТСК ДОСААФ на а/д Уктус
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 мая 1959 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Свердловск (Уктус)
Тип ВС:  Як-12
Регистрация ВС:  5
Авиакомпания:  ДОСААФ, Свердловский АТСК
 


Описание
    13 мая 1959 г. в планерном звене Свердловского аэроклуба проводились плановые полёты со спортсменами-планеристами (аэродром Уктус)
    В 11 часов 56 мин. для выполнения полёта по кругу (упражнение №12 2-й задачи КУЛП-58г.) был произведён взлёт планерного поезда в составе самолёта-буксировщика Як-12 пилотируемого инструктором-лётчиком планеристом и планера КАИ-12, пилотируемого спортсменкой-планеристкой (в первой кабине) и инструктором-лётчиком планеристом . Взлёт и полёт по кругу до подхода к посадочным знакам выполнялся правильно.
    Над посадочными знаками, на высоте 300 метров, планер перешёл в набор высоты для занятия превышения перед отцепкой троса. В момент сигнала буксировщика на отцепку (покачивания с крыла на крыло) планер находился над самолётом буксировщиком на высоте 30-35 метров. Потеряв из поля зрения планер и видя трос натянутым под большим углом к линии полёта, лётчик Як-12 принял решение отцепить трос.
    В момент отцепки самолёт был энергично переведён натяжённым буксировочным тросом на нос и вошёл в пикирование под углом 75-80° с правым креном и работающим мотором.
    Ввиду малой высоты (200-250 метров), лётчику удалось уменьшить угол пикирования лишь у самой земли до 20-25°.
    С этим углом самолёт на большой скорости ударился о землю обоими колёсами шасси и мотором. При ударе мотор оторвался, а сам самолёт, подскочив, перевернулся на спину и упал на левое крыло и переднюю верхнюю часть кабины. Самолёт при этом полностью разрушен.
    Благодаря тому, что лётчик был привязан ремнями, он остался в живых, получив травму средней тяжести.
    Переход самолета буксировщика под действием натяжённого буксировочного троса в крутое пикирование привёл к возрастанию натяжения троса и увеличению угла атаки планера и, соответственно, возрастанию аэродинамических сил, действующих на планер.
    В тот момент, когда угол пикирования самолёта возрос до величины 45-60°, а трос занял положение под углом 45-50° к линии полёта, угол атаки планера достиг значения, при котором сумма аэродинамических сил и натяжение троса достигла величины разрушающей нагрузки. Под действием этих сил у планера разрушилось правое крыло и он перешёл в беспорядочное падение.
    Инструктор, имея намерение воспользоваться парашютом, отстегнул привязные ремни, открыл фонарь кабины и на высоте 100-120 метров покинул планер. При отделении от планера он зацепился лямкой ранца парашюта за металлическую деталь планера, порвал ранец и, освободившись, был отброшен к хвостовой части планера. При ударе о хвостовое оперение (предположительно) инструктор получил тяжёлую травму поясничной области таза и бедра, что привело к шоковому состоянию. Не раскрыв парашют, он упал на землю в 35 метрах от места падения планера и погиб.
    Спортсменка-планеристка не предпринимала никакой попытки воспользоваться парашютом и падала вместе с планером. При ударе планера в перевёрнутом положении о землю спортсменка погибла. Планер полностью разрушен.
    Буксировочный трос был отцеплен с замков самолёта и планера в воздухе уже после разрушения планера.
    В конструкции планера обнаружено ослабление прочности нижнего узла подкоса правой плоскости вследствие низкого качества сварного шва (непровар до 26% от поверхности сварки).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0+2


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12
Регистрационный номер (id) ВС 5
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.02.1958
Заводской номер ВС 31512
Наработка ВС (часы) 233
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 32640


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания ДОСААФ, Свердловский АТСК
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Уктус)
Пункт назначения Свердловск (Уктус)
Начальный пункт маршрута Свердловск (Уктус)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Уктус)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной аварии самолета Як-12 является попадание самолёта в режим отвесного пикирования на малой высоте 200-250 метров.
    Основной причиной является ошибка в технике пилотирования экипажа планера, допустившего большое превышение перед отцепкой, что привело к возникновению значительного натяжения буксировочного троса, опрокинувшего самолёт на нос до положения пикирования с углом 75-80°.
    Причиной, способствующей созданию аварийной обстановки, могло быть невыдерживание лётчиком-буксировщиком режима горизонтального полёта в момент отцепки и несвоевременная (с запозданием) отцепка троса.
    Непосредственной причиной катастрофы планера является разрушение крыла в воздухе. Наиболее вероятной причиной разрушения является нарастание аэродинамических сил до величины разрушающей нагрузки, вследствие увеличившегося угла атаки планера при значительном угле и величине натяжения буксировочного троса.
    Главная причина: Наиболее вероятной причиной создавшейся аварийной обстановки в полёте была ошибка в технике пилотирования экипажа планера, допустившего большое превышение над самолётом-буксировщиком и не исправившего допущенную ошибку.
    Причинами, способствующими возникновению аварийного положения, могли быть невыдерживание лётчиком-буксировщиком режима горизонтального полёта в момент отцепки, а также несвоевременная отцепка троса как с самолёта, так и с планера.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Планер КАИ-12: бортовой номер 01, заводской номер 1160301, выпущен 27.11.1957, налет снэ 218 ч.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.