Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Якутского УГА близ Олёкминска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 мая 1969 г.
Время:  20:24
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Олекминский район, пос. Даппарай
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20063
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Маганский ОАО
 


Описание
    Экипаж в составе пилота и старшего штурмана 140 ЛО был направлен командованием 288 ло в а/п Олекминск для выполнения полетов по патрулированию лесов и обслуживания районной паводковой комиссии. Прибыв в Олекминск рейсовым самолетом 28 мая, пилот принял вертолет у отлетавшего саннорму другого пилота и во второй половине дня вылетел по району а/п Олекминск для выполнения задания паводковой комиссии и ознакомления с районом полетов (для чего на борту находился пилот, отлетавший саннорму).
    29 мая, после нормального предполетного отдыха и предполетной подготовки, экипаж с 4 до 13 часов мск выполнил пять полетов по площадкам района, в том числе и полеты с членами районной паводковой комиссии и представителем военного округа, с целью определения контрольных точек для бомбометания военной авиацией по затору льда, образовавшегося в районе острова Кыллах на реке Лена. В результате выяснения ледовой обстановки вылет военной авиации на бомбометание был отменен. Экипаж вертолета в 13:47 мск, по заданию паводковой комиссии, был направлен в район острова Кыллах с целью вывозки ранее перевезенного населения из пос. Даппарай (на берегу реки Лена) в поселок Кыллах (на острове, напротив пос. Даппарай).
    В 14:01 мск экипаж произвел посадку в пос. Даппарай. Пилот вертолета, не выключая двигатели и при вращающемся несущем винте, дал указание штурману, чтобы он вышел из вертолета, не допускал приближение людей к хвостовому винту и обеспечил посадку в вертолет не более 15 детей дошкольного возраста и одного взрослого пассажира (сопровождающей). Штурман находился возле хвостового винта, за посадкой людей в вертолет не следил и не передал указание пилота о возможной загрузке вертолета представителям милиции, которые руководили посадкой населения в вертолет. Пилот вертолета перед взлетом не проверил количество людей в вертолете и произвел взлет в сторону реки со значительной просадкой, но полет закончил благополучно, хотя взлетный вес значительно превышал допустимый (22 человека: 3 взрослых и 19 детей).
    При выполнении второго полета, из-за отсутствия контроля за загрузкой со стороны пилота и штурмана, в вертолет было посалено 26 пассажиров (7 взрослых и 19 детей), в результате чего вертолет имел перегрузку 475 кг (т.е. 930 кг. вместо допустимых 455кг).
    Во время взлета, на висении (50-60 см) пилот развернул вертолет влево и начал разгон скорости в сторону обрыва. Расстояние от места висения до обрыва составляло 12 м.
    Выйдя на край обрыва, вертолет, потеряв"воздушную подушку”, начал снижаться и задел хвостовым винтом за берег реки, в результате чего винт разрушился. Вертолет, снижаясь и вращаясь влево, упал на лед, перевернулся на левый борт, частично разрушился и, спустя 10-15 минут, затонул.
    При этом утонули 25 человек, из них 6 человек взрослых, 8 детей школьного возраста и 11 детей дошкольного возраста. Экипаж и одна женщина (сопровождающая) спаслись.
    Катастрофа произошла в 20:24 местного времени, на удалении 40 км западнее а/п Олекминск.
    Погода в момент происшествия: обл. 3-5 баллов, кучевая, 1500-2000 м, ветер 100-120° 1-2 м/с, видимость более 10 км.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 26 25
На земле   0
Всего погибших 25


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20063
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1969
Заводской номер ВС 510744088
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 261682009 261682050


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Маганский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (выговор за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы).
    По своим деловым и моральным данным пилот не мог быть направлен для самостоятельной работы в отрыве от базы. Его подготовка его к лесопатрульным работам проведена с нарушением требований приказа МГА №177-64 г, а к аварийно-спасательным работам он вообще не был подготовлен. Командование 288 летного отряда Маганского ОАО приняло неправильное решение направить в а/п Олекминск пилота Ипполитова не подготовленного к выполнению указанных работ.
    Руководители Маганского ОАО и 288 летного отряда это решение пытались обосновать острым недостатком летного состава.
    В состав экипажа был включен ст.штурман 140 летного отряда Маганского ОАО в качестве проверяющего для ознакомления пилота вертолета с лесопатрульными маршрутами предстоящего районе работ.
    Полеты по лесопатрульным маршрутам не состоялись, так как по указанию начальника Олекминского аэропорта экипажу было дано задание по обеспечению работы паводковой комиссии и перевозки населения, эвакуированного с острова Кыллах.
    Работа экипажей 288 летного отряда выполняется, как правило, в условиях продолжительного нахождения вне базы и недостаточного контроля за их работой со стороны командного состава.
    Руководство отрядом ссылается на недостаток командного состава, вместе с тем в отряде нет командиров звеньев, хотя и имеются соответствующие вакантные должности.
    Начальник аэропорта Олекминск самоустранился от руководства службами аэропорта и прикомандированными экипажами, в результате чего не был направлен работник аэропорта на оперативную точку для организации массовой перевозки населения на вертолетах Ми-2 и Ми-4, служба движения аэропорта не контролировала наличие допуска и готовность экипажа к выполнению спасательных работ и практически не руководила указанными полетами.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы вертолета является грубое нарушение пилотом вертолета требований НПП ГА-66 и "Инструкции летчику по технике пилотирования", выразившееся в недопустимой перегрузке вертолета (перегрузка составила 475кг) и явно неправильном выборе направления взлета.
    Сопутствующие причины:
    - Крайне безответственное отношение старшего штурмана отряда, находившегося в составе экипажа, к организации полетов по перевозке населения;
    - Нарушение требований Приказа МГА №177 от 29.10.64 и § 41 оргметодических указаний со стороны командного состава 288 летного отряда Маганского ОАО в части подготовки и допуска экипажей по видам авиационных работ и организации летной работы на оперативных точках. Пилот был не полностью подготовлен к самостоятельной работе на вертолете Ми-2 в отрыве от базы;
    - В результате самоустранения начальника аэропорта Олекминск от руководства службами аэропорта, особенно службой движения, создались условия бесконтрольности за готовностью экипажей к вылету, неудовлетворительного руководства полетами и нечестности со стороны отдельных диспетчеров;
    - Среди летных отрядов Якутского управления 288 летный отряд Маганского ОАО является наиболее аварийным, но со стороны отделов и служб, а также руководства управления недостаточно приняты меры, направленные на устранение причин, порождающих летные происшествия и предпосылки к ним;
    - Руководство управления недостаточно уделяет внимания вопросам укомплектования Маганского ОАО летный и командным составом и не учитывает возможности отряда при определении производственных планов и выдачи отдельных заданий;
    - Отсутствие должной организации в работе паводковой комиссии Олекминского района, неоправданная поспешность по вывозке на остров населения, ранее перевезенного на коренной берег, отсутствие четкого плана эвакуации, конкретного инструктажа членов паводковой комиссии и представителей органов милиции в их действиях по обеспечению перевозки населения привело, по существу, к бесконтрольной, безучетной посадке населения на борт вертолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.