Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18Е Узбекского УГА в а/п Ташкент (Южный)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 июня 1974 г.
Время:  17:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ташкент (Южный)
Тип ВС:  Ил-18Е
Регистрация ВС:  CCCP-75405
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Ташкентский ОАО
Рейс:  5139
 


Описание
    После задержки на 1 час от расписания из-за устранения отказа АРК-П экипаж 219 летного отряда в 16:04 мск приступил к взлету с МК=76°. На борту находилось 96 взрослых пассажиров и 10 детей. На 41-ой секунде с момента начала взлета на скорости 230 км/ч, что соответствует скорости отрыва переднего колеса, произошел отказ двигателя №4, который был обнаружен бортмехаником по падению оборотов и давления топлива. Бортмеханик доложил об отказе. КВС дал команду зафлюгировать винт. Бортмеханик, убедившись в срабатывании системы автофлюгирования, доложил, что винт во флюгере. КВС, считая, что оставшейся длины ВПП 2 100 м хватит для прекращения взлета, а условия старта (высокая температура воздуха +32°С, низкое давление 717 мм рт.ст.) и наличие по курсу взлета густонаселенного жилого массива не благоприятствуют продолжению взлета на трех двигателях, принял решение прекратить взлет и дал команду установить режим 0° по УПРТ и снять винты с упоров. Согласно расчетам комиссии, при условии правильных действий экипажа, прекращение взлета в данных условиях обеспечивало остановку самолета в пределах ВПП. Бортмеханик выполнил команду КВС на 47-й секунде после начала взлета. В условиях дефицита времени КВС не учел продолжительность (10-12 сек.) перехода воздушных винтов со взлетных углов атаки на нулевой установочный угол, расценил отсутствие тормозящего эффекта, как не снятие винтов с упоров, и дважды повторил команду бортмеханику. Через 7 сек. (на 54-й сек.) после снятия винтов с упоров винты перешли на 0° по УПРТ и появился сигнал о наличии на винтах отрицательной тяги. КВС, не определив момент появления отрицательной тяги и опасаясь выкатывания за пределы ВПП, дал команду зафлюгировать винты работающих двигателей, что в данной ситуации явилось поспешным и неправильным решением, и объясняется его психологической неподготовленностью к действиям в условиях прерванного взлета. На 57-й секунде бортмеханик зафлюгировал винты №1 и 2 кнопками КФЛ-37. Самолет в этот момент находился в 600 м от конца ВПП на скорости 190-220 км/ч. В результате отрицательная тяга на винтах пропала. Во время флюгирования бортмехаником этих винтов, видя неизбежность выкатывания, КВС дал команду применить аварийное торможение. Из-за несогласованных действий экипажа оно своевременно применено не было. Бортмеханик, видя, что никто из членов экипажа не применяет аварийное торможение, применил его сам, но недостаточно интенсивно. Интенсивное торможение было применено лишь после выкатывания на грунт. В результате отвлечения внимания на аварийное торможение бортмеханик не зафлюгировал винт №3. Переход винтов №1 и 2 во флюгерное положение и отрицательная тяга на винте №3 в течение 15 секунд вызвали разворачивающий момент вправо. На удалении 250 м от конца ВПП самолет начал уклоняться вправо и на 67-68-й сек. на скорости 130-160 км/ч сошел с ВПП под углом 15° за 10 м до ее конца. На 69-й сек. на удалении от ВПП 50-100 м бортмеханик выключил двигатель №3 краном останова. Через 315 и 405 м движения по грунту самолет дважды пересекал асфальтированные дороги. Видя приближение самолета к каналу Кара-Су шириной 15 м с высокими берегами, КВС энергичным движением штурвалом на себя поднял носовую часть, чем предотвратил лобовое столкновение с противоположным берегом канала. На 82-й сек. от начала разбега самолет на скорости 50-100 км/ч, пересек канал, ударился хвостовой частью о склон противоположного берега, упал на берег, снес шасси и разрушился. Остановка произошла на удалении 555 м от торца ВПП. Хвостовая часть оказалась висящей над каналом. Фюзеляж разломился по 24-му шпангоуту. Трое непристегнутых пассажиров получили тяжелые травмы. Один из них – КВС Ил-18 219 ло – через несколько часов скончался в больнице. Всего получили ранения 20 пассажиров, а также бортпроводница и бортрадист. КВС своевременно и четко организовал эвакуацию пассажиров и оказание им помощи. Эвакуация заняла 2-3 минуты. Пожара не возникло.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 0
Пассажиры 106 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Е
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75405
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.05.1966
Заводской номер ВС 186009005
Наработка ВС (часы) 19030
Наработка ВС (циклы) 6427
Силовая установка Н2136098 Н2136099 Н2136100 Н 2146153


Сведения о рейсе

Номер рейса 5139
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Ташкентский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент (Южный)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Самарканд
Конечный пункт маршрута Ленинград (Пулково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Отказ СУ№4, произошедший вследствие попадания птиц в газовоздушный тракт двигателя, что из-за нарушения нормальной работы компрессора и помпажа привело к автоматическому флюгированию воздушного винта по падению давления масла в системе ИКМ и выключению двигателя. Остатки птиц обнаружены в двигателе.
    Поспешные и неправильные действия экипажа по прекращению взлета привели к созданию аварийной обстановки:
    а) неучет КВС времени перехода винтов со взлетных углов атаки на 0° по УПРТ и снятия винтов с упоров;
    б) поспешная и неправильная команда на флюгирование работающих двигателей, что увеличило длину пробега на 350-400 м;
    в) бортмеханик не зафлюгировал винт №3, что вызвало разворачивающий момент вправо;
    г) КВС не управлял системой аварийного торомжения, а лишь подал команду. Из-за несогласованных действий между членами экипажа торможение выполнялось бортмехаником недостаточно интенсивно.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.