Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А Казахского ТУ ГВФ в Балхашском районе Алма-Атинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 января 1961 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Алма-Атинская обл., Балхашский р-н, 85 км северо-западнее а/п Баканас
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-56542
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ, 242 ОАО
 


Описание
    Пилот 242 авиаотряда Казахского ТУ ГВФ в 05:09 мск вылетел из а/п Алма-Ата по маршруту МВЛ. Прибыв благополучно в а/п МВЛ Баканас, он произвел обмен почты, дозаправил самолет горючим, взял на борт двух пассажиров и вылетел далее по маршруту в Караой. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм. Прогноз погоды, выданный пилоту АМСГ Алма-Аты, предусматривал погоду, отвечающую установленному минимуму трассы и пилота. После взлета и набора заданной высоты полета пилот доложил: «Ясно, видимость 20 км», а спустя 10-15 минут сообщил диспетчеру а/п Баканас: «Облачность 3 балла, верхняя кромка 920 м, нижняя 850 м». После этого радиосвязь с самолетом прекратилась. В пункт назначения он не прибыл. Принятыми мерами розыска самолет на четвертый день был обнаружен в 85 км от а/п Баканас и в 7 км правее трассы. Пилот и пассажиры погибли. Задержка в поисках произошла по причине того, что место происшествия было закрыто туманом.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-56542
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 11627
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС3789


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ, 242 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баканас
Пункт назначения Караой
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Караой


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинная причина катастрофы не установлена, однако, наиболее вероятно, что в полете, который выполнялся над местностью, закрытой туманом, и при наличии облачности, пилот не справился с пилотированием самолета и потерял представление о пространственном положении.
    Не исключается также разрушение в полете лонжерона руля высоты.
   
    Выводы (из приказа ГУ ГВФ №033 от 20.03.1961): Причина катастрофы, установленная комиссией Казахского ТУ ГВФ, исследованиями в ГосНИИ ГВФ не подтвердилась. Строя свое заключение на предположении разрушения трубы лонжерона руля глубины, произошедшего якобы в воздухе, комиссия уклонилась от расследования и изучения других факторов и причин, которые могли привести к этому тяжелому авиационному происшествию. Из материалов расследования установлено, что пилот после вылета из а/п Баканас полет выполнял сверх тумана, однако об этом в АДП не доложил. С такими же нарушениями выполнял полет командир звена, вылетевший на самолете Ан-2 через 19 минут после вылета Як-12 по этому же маршруту. Кроме того, в этот день было допущено нарушение требований НПП ГА-58 и со стороны диспетчера РДС, который руководил полетами. Он дал указание командиру звена с целью розыска пропавшего Як-12 выполнять полет и снижение в тумане до недопустимо малой высоты, что последним слепо выполнялось. Не нашел должного отражения в материале расследования и тот факт, что прогнозом погоды, выданным синоптиком АМСГ Алма-Аты, не было предусмотрено тумана. Не исключается, что в этих беспорядках и нарушениях заложена одна из главных причин катастрофы Як-12.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.