Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Уральского ТУ ГВФ в районе н.п. Вижай
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 мая 1961 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Ивдельский горсовет, 20 км северо-северо-восточнее пос. Вижай
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-14297
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское территориальное управление ГВФ, 123 ао
 


Описание
    Пилот 123 авиаотряда Уральского ТУ ГВФ по заданию заместителя командира АЭ производил аэрорассев семян хвойных пород деревьев на участке лесной вырубки в 20 км северо-северо-восточнее пос. Вижай (70 км севернее г. Ивдель, из аэропорта которого производились полеты). Два захода пилот выполнил благополучно, обрабатывая участок челночным способом. В третьем заходе, по окончанию гона, пилот, для выполнения стандартного разворота, явно недостаточно отвернул самолет вправо и, пытаясь выйти на нужную прямую, начал выполнять вторую половину стандартного разворота с большим креном и на недопустимо малой высоте. При этом из-за недостатка мощности двигателя и наличия скольжения самолет стал резко терять высоту. Заметив это, пилот стал выводить самолет из крена, но из-за отсутствия запаса высоты он упал в лес и сгорел. Пилот погиб.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14297
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 21527
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ924208


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское территориальное управление ГВФ, 123 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ивдель
Пункт назначения Ивдель
Начальный пункт маршрута Ивдель
Конечный пункт маршрута Ивдель


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расследовании установлено, что заместитель командира АЭ, отправленный на а/д Ивдель командованием отряда для руководства работой экипажей, базирующихся на этом аэродроме, и осуществления контроля за их бытом, безответственно отнесся к выполнению своих обязанностей. На второй же день он ушел из гостиницы, где располагался подконтрольный ему летно-технический состав, и все свое свободное от полетов время проводил где-то в городе, совершенно не занимаясь наземной подготовкой экипажей и не интересуясь их бытом и отдыхом. Пользуясь такой бесконтрольностью, часть летно-технического состава, базирующегося на а/д Ивдель, допускала нарушения установленного в общежитии порядка и предполетного отдыха. Так 21 мая во второй половине дня данный пилот привел в общежитие ранее уволенного из а/п Ивдель гражданина, отличающегося склонностью к употреблению спиртного. В ответ на требование начальника аэропорта немедленно удалить этого гражданина из общежития, пилот вступил с ним в пререкания. Также он грубо ответил начальнику аэропорта на требование о необходимости соблюдать распорядок дня и предполетный отдых, заявив, что он не мальчишка, и сам знает, когда ему ложиться спать. По заявлению начальника а/п Ивдель, скандаливший с ним пилот находился в нетрезвом состоянии. Из-за несвоевременного обследования пилота это заявление объективно не доказано. За употребление спиртных напитков, пререкание и нарушение предполетного отдыха начальник аэропорта отстранил пилота от утренних полетов, о чем на утреннем разборе полетов поставил в известность заместителя командира АЭ. Однако последний, вместо того, чтобы подтвердить правильность решения начальника аэропорта в присутствии всех экипажей и строго наказать пилота, разрешил ему производить полеты во второй половине дня, которые и закончились его гибелью.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является потеря высоты, допущенная пилотом при выполнении разворота с недопустимо большим креном.
    Главной причиной катастрофы является плохая организация летной работы и полная бесконтрольность за работой экипажей, работающих в отрыве от базы, со стороны заместителя командира АЭ, командира 123 авиаотряда и его заместителя, создавшие благоприятные условия для нарушителей дисциплины и правил полетов, каким является данный пилот. В такой обстановке он допустил нарушение установленных правил полетов, выразившееся в выполнении разворота на недопустимо малой высоте с недопустимо большим креном, и допустил при этом ошибки в технике выполнения разворота.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.