Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-14 Украинского ТУ ГВФ в районе а/п Днепропетровск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 января 1961 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Днепропетровская область, район Днепропетровска
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-61610
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Рейс:  95
 


Описание
    Экипаж 86 авиаотряда Украинского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс №95 по маршруту Киев – Сталино – Луганск и обратно. В 17:55 самолет вылетел из Сталино на Киев через Днепропетровск. На борту находилось 29 пассажиров, в том числе двое детей.
    Прогноз погоды по маршруту Сталино – Чаплинка – Днепропетровск с 17:45 до 19:00 предусматривал: облачность 4-7 баллов разорванно-слоистая высотой 200-300 м, в конце маршрута ниже 100 м. Видимость 2-4 км, дымка.
    По пункту посадки Днепропетровск с 15:00 до 18:00 – облачность 10 баллов слоистая высотой ниже 100 м, видимость 1000-1500 м. В начале срока туман, видимость менее 1000 м, ветер 200° 3-5 м/с. В связи с таким неблагоприятным прогнозом погоды самолет был выпущен до Днепропетровска с назначением запасного аэродрома Сталино, где была хорошая устойчивая погода.
    Установив в полете связь с КДП а/п Днепропетровск, экипаж получил разрешение снижаться с высоты 1500 м до 900 м, а в 18:27 на дальнейшее снижение и подход к аэродрому на высоте 600 м. Одновременно на борт переданы данные о фактической погоде в районе аэропорта: облачность 10 баллов высотой 90 м, дымка, видимость 2 км, давление 746,2 мм рт.ст., температура воздуха -7°С.
    Приемом самолета руководил и.о. руководителя полетов (старший диспетчер аэропорта). По его просьбе руководство заходом осуществлял по РСП-4 руководитель полетов воинской части. По данным РСП-4, четвертый разворот и полет до ДПРМ были выполнены нормально, на установленной высоте 230 м. По указанию командира корабля, самолетом управлял второй пилот. После пролета ДПРМ, находясь на заданной линии пути, не долетая около 2 км до БПРМ, самолет стал резко снижаться и оказался ниже глиссады. В районе БПРМ он вышел из зоны видимости локатора. Руководитель полетов воинской части дважды передал на борт самолета команду «Прекратите снижение», которую экипаж четко слышал, но совершенно не реагировал. Продолжая снижение, самолет в 150 м после пролета БПРМ, находясь почти в посадочном положении, строго на линии пути ударился о землю почти в трехточечном положении с работающими двигателями, продвинулся по мерзлой пахоте 275 м и потерпел аварию. Члены экипажа получили ранения и ушибы, находившиеся на борту пассажиры невредимы.
    Фактическая погода в а/п Днепропетровск в момент посадки была: облачность 10 баллов высотой 89 м, дымка, видимость 2 км, ветер 200° 3 м/с. Такая погода соответствовала минимуму аэропорта и личному минимуму командира корабля.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 29 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61610
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 601107
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 95
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталино
Пункт назначения Днепропетровск
Начальный пункт маршрута Луганск
Конечный пункт маршрута Киев (Жуляны)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета являются:
    - халатность и безответственное отношение командира корабля к выполнению обязанностей по пилотированию самолета, выразившееся в:
    а) отсутствии распределения обязанностей между членами экипажа при заходе на посадку, особенно между командиром корабля и вторым пилотом;
    б) отсутствии расчета элементов захода на посадку;
    в) передоверии командиром корабля пилотирования самолета второму пилоту и отсутствии контроля за его действиями;
    - невыполнение членами экипажа своих обязанностей при заходе на посадку: второй пилот, управляя самолетом, в самый ответственный момент, при подходе к БПРМ, без ведома и предупреждения командира корабля отвлек свое внимание и внимание бортмеханика от наблюдения за пилотажными приборами, занявшись выключением рулежной фары, которая была включена и создавала световой экран. В этот момент самолет окончательно снизился и ударился о землю. Бортмеханик также отвлекся от наблюдения за приборами, выключая фару, не заметил вовремя потери высоты и предупредил экипаж только о высоте 20 м по радиовысотомеру, а затем сразу о высоте 5 м, то есть непосредственно перед ударом о землю;
    - руководство полетами в а/п Днепропетровск было организовано плохо. И.о. руководителя полетов, передоверив руководство заходом на посадку самолета по РСП-4 руководителю полетов воинской части, сам от управления заходом на посадку самоустранился. Лично слыша команды с РСП-4 «Прекратите снижение», в руководство полетом не вмешался, не приказал экипажу немедленно набирать высоту и уходить на второй круг;
    - наблюдение за фактической погодой со стороны полосы подходов к ВПП не производилось и ориентиры видимости в этом направлении отсутствовали. Замер фактической высоты облачности производился также не в направлении полосы подходов, а на площадке у аэровокзала.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.