Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Дальневосточного ТУ ГВФ на о. Медный (Командорские о-ва)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 мая 1960 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Камчатская область, Алеутский район, о. Медный. Командорские о-ва
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-66838
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 149 ОАО
 


Описание
    По распоряжению начальника ДВТУ ГВФ экипаж под командованием пилота-инструктора ЛШО ДВТУ ГВФ Славгородского и экипаж командира звена Домарова на вертолетах Ми-4 149 авиаотряда ДВТУ ГВФ были направлены на о. Медный (Командорские о-ва) для выполнения перевозки на внешней подвеске строительных материалов от места их выгрузки с барж к строительной площадке, на 8 км вглубь острова. Согласно устных указаний начальника ДВТУ ГВФ, перевозка строительных материалов в связках по 600-900 кг должна была производиться с берега после выгрузки материалов рабочими, а при невозможности подхода барж к берегу разрешалось снятие грузов вертолетами непосредственно с барж, но со специальных настилов или с открытой палубы. Договора с заказчиком на выполнение этих работ заключено не было и условия работ не были определены. В заданиях экипажей порядок выполнения работ также не был указан. Задание на полет Славгородскому заполнялось им самим и было подписано не лицами летно-командного состава из руководства ДВТУ ГВФ, а начальником штаба 149 авиаотряда.
    В начале полетов грузы брались с берега после их выгрузки с барж рабочими, но, так как из-за нехватки рабочих выгрузка производилась медленно, Славгородский принял решение брать грузы вертолетами непосредственно из трюмов барж. При выгрузке таким способом у командира звена Домарова было три случая зацепления связок бревен за разные части баржи. В одном из таких случаев Домаров был вынужден сбросить груз. Несмотря на это, Славгородский сам не прекратил и не запретил Домарову брать груз непосредственно из трюмов барж.
    В результате сознательных нарушений, при очередной выгрузке экипажем Славгородского связка бревен из трюма зацепилась за цепь откидного трапа, а вертолет, удерживаемый тросом, остался в положении, соответствующему отрицательному углу тангажа 40-45°. В этом случае нужно было уменьшить шаг несущего винта и немедленно сбросить груз. Вместо этого экипаж увеличил шаг несущего винта до 11°30’. Трос оборвался и вертолет резко переместился вперед и вверх. Во избежание столкновения вертолета с крутым берегом, ручка циклического шага была резко взята на себя. В результате чрезмерного заваливания конуса вращения назад ударами лопастей несущего винта хвостовая балка была разрушена и оторвалась. Вертолет, вращаясь, упал на землю. Экипаж погиб. Вертолет полностью разрушен.
    При расследовании установлено, что в нарушение методических указаний и программы подготовки командиров вертолетов пилот-инструктор Славгородский на таких сложных видах работ производил тренировку и ввод в строй молодого, только что окончившего переучивание на вертолете Ми-4 командира вертолета Тарантасова. При этом, как во всех предыдущих полетах, так и в день происшествия вертолетом управлял Тарантасов, находясь на левом сиденье.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-66838
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1959
Заводской номер ВС 0877
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 9915017


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 149 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: вертолеты Ми-4 на о-ве Медный незадолго до катастрофы. © aviaforum.ru
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.