 |
 |
 |
Авария Ан-24Б Быковского ОАО в а/п Быково |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: авария
Дата: 18 апреля 1980 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Москва (Быково)
Тип ВС: Ан-24Б
Регистрация ВС: CCCP-46220
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Быковский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Перед взлетом КВС не проверил выполнение команды на выпуск закрылков во взлетное положение, вследствие чего взлет производился с убранными закрылками. Карта контрольных проверок выполнялась формально. Активное пилотирование на взлете осуществлял второй пилот.
Взлет производился с МК=280° днем в простых метеоусловиях. При достижении приборной скорости 220 км/ч (по данным расшифровки МСРП-12) КВС, не убедившись в наборе высоты 5 м, дал бортмеханику команду «убрать шасси». Команда бортмехаником была выполнена. В момент уборки шасси произошла просадка самолета и касание хвостовой частью фюзеляжа о ВПП. Вместо прекращения взлета, командир ВС (налет в должности КВС Ан-24 – 2638 часов) принял безрассудное решение на его продолжение, чем усугубил последствия развития аварийной ситуации. Продолжая движение на фюзеляже по ВПП на протяжении 750 м с небольшим уклонением влево, на взлетном режиме работы двигателей, ударяясь лопастями воздушных винтов о поверхность ВПП, самолет выехал за пределы ВПП и ударился об основание антенны курсового радиомаяка, после чего произошло разрушение правого подкоса шасси. Продолжая движение с уклонением влево, самолет столкнулся с деревьями и железобетонным ограждением аэропорта. В дальнейшем самолет пересек шоссе и столкнулся с деревьями и нежилыми постройками на удалении от торца ВПП 260 м и в 30 м левее ее оси. После остановки самолет загорелся.
5 членов экипажа и 6 пассажиров получили ранения. Остальные пассажиры не пострадали. Самолет полностью разрушился и частично сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
42 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46220 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1967 |
Заводской номер ВС |
77303103 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н422116 Н4522102 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Быковский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Быково) |
Пункт назначения |
Ульяновск (Баратаевка) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Быково) |
Конечный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что на предполетной подготовке, предварительном и исполнительном стартах экипажем были нарушены п.п. 5.15.4 НПП ГА-78 в части обеспечения навигационного запасом топлива для выполнения данного полета, а также п.п 3.3.4, 3.3.7, 3.3.10, 3.3.13 и 4.3.8 НПП ГА-78 (обязанности членов экипажа). Контрольная карта выполнялась в спешке, формально, в результате чего закрылки не были выпущены во взлетное положение, нарушен п.3.9.1.3 РЛЭ Ан-24, запрещающий уборку шасси при взлете на высоте менее 5 м.
Формальное и безответственное отношение командно-летного состава 3 АЭ и 62 ЛО к оценке профессиональной и методической подготовке летного состава позволило КВС, пилоту 3 класса, показавшему слабые знания по основным дисциплинам на экзаменах в УТО в 1976 и 1979 гг. выполнять самостоятельные полеты командиром корабля Ан-24.
В 62 летном отряде грубо нарушаются требования приказа МГА №170-72 г. в части предоставления отдыха экипажам между рейсами. Только в апреле 1980 г. имели место 10 случаев, когда отдых экипажей между вылетами составил от 5 до 7 часов, в том числе и у данного экипажа.
Бесконтрольность и позиция невмешательства командно-руководящего состава Быковского ОАО и командования 62 ЛО в организацию летной работы и обеспечение безопасности полетов, низкая исполнительская дисциплина, незнание фактического положения дел в летных подразделениях, отсутствие глубокого и объективного анализа ранее допущенных нарушений, вскрытых с помощью средств объективного контроля, а также слабый контроль со стороны работников ЛШО, инспекции и руководства УГАЦ способствовали созданию условий для грубого нарушения летных законов экипажем.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось нарушение экипажем исполнения карты контрольных проверок, что привело к взлету с закрылками, не установленными во взлетное положение, а также преждевременная выдача команды на уборку шасси на взлете и неиспользование возможности прекращения взлета при возникновении аварийной ситуации.
Происшествию способствовали серьезные недостатки в организации летной работы командно-летного состава и недостаточное использование материалов средств объективного контроля при анализе допущенных ранее нарушений в 62 летном отряде Быковского ОАО, а также переутомление экипажа, связанное с недостаточным предполетным отдыхом.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|