Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-24Б Быковского ОАО в а/п Быково
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 апреля 1980 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (Быково)
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46220
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Быковский ОАО
 


Описание
    Перед взлетом КВС не проверил выполнение команды на выпуск закрылков во взлетное положение, вследствие чего взлет производился с убранными закрылками. Карта контрольных проверок выполнялась формально. Активное пилотирование на взлете осуществлял второй пилот.
    Взлет производился с МК=280° днем в простых метеоусловиях. При достижении приборной скорости 220 км/ч (по данным расшифровки МСРП-12) КВС, не убедившись в наборе высоты 5 м, дал бортмеханику команду «убрать шасси». Команда бортмехаником была выполнена. В момент уборки шасси произошла просадка самолета и касание хвостовой частью фюзеляжа о ВПП. Вместо прекращения взлета, командир ВС (налет в должности КВС Ан-24 – 2638 часов) принял безрассудное решение на его продолжение, чем усугубил последствия развития аварийной ситуации. Продолжая движение на фюзеляже по ВПП на протяжении 750 м с небольшим уклонением влево, на взлетном режиме работы двигателей, ударяясь лопастями воздушных винтов о поверхность ВПП, самолет выехал за пределы ВПП и ударился об основание антенны курсового радиомаяка, после чего произошло разрушение правого подкоса шасси. Продолжая движение с уклонением влево, самолет столкнулся с деревьями и железобетонным ограждением аэропорта. В дальнейшем самолет пересек шоссе и столкнулся с деревьями и нежилыми постройками на удалении от торца ВПП 260 м и в 30 м левее ее оси. После остановки самолет загорелся.
    5 членов экипажа и 6 пассажиров получили ранения. Остальные пассажиры не пострадали. Самолет полностью разрушился и частично сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 42 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46220
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1967
Заводской номер ВС 77303103
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н422116 Н4522102


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Быковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Быково)
Пункт назначения Ульяновск (Баратаевка)
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что на предполетной подготовке, предварительном и исполнительном стартах экипажем были нарушены п.п. 5.15.4 НПП ГА-78 в части обеспечения навигационного запасом топлива для выполнения данного полета, а также п.п 3.3.4, 3.3.7, 3.3.10, 3.3.13 и 4.3.8 НПП ГА-78 (обязанности членов экипажа). Контрольная карта выполнялась в спешке, формально, в результате чего закрылки не были выпущены во взлетное положение, нарушен п.3.9.1.3 РЛЭ Ан-24, запрещающий уборку шасси при взлете на высоте менее 5 м.
    Формальное и безответственное отношение командно-летного состава 3 АЭ и 62 ЛО к оценке профессиональной и методической подготовке летного состава позволило КВС, пилоту 3 класса, показавшему слабые знания по основным дисциплинам на экзаменах в УТО в 1976 и 1979 гг. выполнять самостоятельные полеты командиром корабля Ан-24.
    В 62 летном отряде грубо нарушаются требования приказа МГА №170-72 г. в части предоставления отдыха экипажам между рейсами. Только в апреле 1980 г. имели место 10 случаев, когда отдых экипажей между вылетами составил от 5 до 7 часов, в том числе и у данного экипажа.
    Бесконтрольность и позиция невмешательства командно-руководящего состава Быковского ОАО и командования 62 ЛО в организацию летной работы и обеспечение безопасности полетов, низкая исполнительская дисциплина, незнание фактического положения дел в летных подразделениях, отсутствие глубокого и объективного анализа ранее допущенных нарушений, вскрытых с помощью средств объективного контроля, а также слабый контроль со стороны работников ЛШО, инспекции и руководства УГАЦ способствовали созданию условий для грубого нарушения летных законов экипажем.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось нарушение экипажем исполнения карты контрольных проверок, что привело к взлету с закрылками, не установленными во взлетное положение, а также преждевременная выдача команды на уборку шасси на взлете и неиспользование возможности прекращения взлета при возникновении аварийной ситуации.
    Происшествию способствовали серьезные недостатки в организации летной работы командно-летного состава и недостаточное использование материалов средств объективного контроля при анализе допущенных ранее нарушений в 62 летном отряде Быковского ОАО, а также переутомление экипажа, связанное с недостаточным предполетным отдыхом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.